С 15 апреля Новотроицкий молокозавод снизил отпускные цены на молочную продукцию — на 2-2,5 рубля в расчете на литр. А на пасхальную неделю дополнительно снижена цена на творог и творожные изделия.
Что это — действует закон рыночной конкуренции? Или сверху поступила команда придержать цены?Мы попросили директора Новотроицкого молокозавода Юрия Викторовича МОРОЗОВА объяснить, почему это стало возможным. - Снижать цены вынуждены все молокозаводы области, не только мы. И вот почему. Возможно, покупатели уже обратили внимание на то, что в магазинах появилось молоко из соседних регионов по более низким ценам. Например, «Сызраньмолоко» поставляет в наши магазины свою продукцию, продажная цена которой даже ниже, чем наша закупочная. Толчком послужило появление на рынке дешевого сухого молока из Белоруссии, и молокопереработчикам стало невыгодно работать только на дорогом натуральном молоке, закупленном у селян. Значительно более дешевое из сухого молока практически ничем не отличается от натурального, и покупатели берут его охотнее. В связи с этим сельские производители вынуждены были пойти на снижение закупочных цен. Но чтобы они не потеряли заинтересованности в развитии молочного животноводства, администрации областей идут на выплату им дотаций, и подчас весьма значительных. Например, в Свердловской области закупочная цена на молоко — 7 рублей за литр, но хозяйства получают дотацию в таком же размере из областного бюджета. В Челябинской области закупочная цена — 10 рублей, область платит из бюджета дотацию 3 рубля на каждый литр. Таким образом, производители — сельские хозяйства — ничего не теряют, покупатель же получает более дешевое молоко. В нашей области дотация составляет всего 95 копеек на литр сданного в переработку молока. При этом в областном министерстве сельского хозяйства от нас требуют не снижать закупочные цены, чтобы не уменьшать доходы селян накануне посевной кампании, когда деньги им особенно нужны. В соседней Башкирии, насколько я знаю, придерживаются такой же политики. Дальше вариантов несколько. Первый: мы не снижаем цены - ни закупочные, ни отпускные — и тогда переработчики из соседних регионов со своим дешевым молоком Рынок с его конкуренцией, с борьбой за покупателя и за прибыль — штука жесткая. Чтобы потеснить конкурента, идут на любые ухищрения, порой не совсем честные приемы. Но это тема отдельного разговора. вытесняют нас с нашего же рынка. Второй: мы хотя бы частично переходим на сухое молоко и снижаем закупки у селян. Покупатель получит более дешевое молоко, но для сельских производителей это не самый лучший вариант перед летним сезоном. Третий: по договоренности с сельчанами идем на снижение закупочных цен и получаем на переработку более дешевое молоко. Как следствие, покупатель получает качественную продукцию по более низким ценам. Когда мы обратились к производителям с таким предложением, большинство отнеслись к этому с пониманием. Впереди лето, коров переведут на выпасы, следовательно, расходы на производство молоко снизятся. Подсчитано, что в среднем себестоимость производства молока для хозяйств - где-то около 6 рублей за 1 литр. Когда они продают его переработчикам по 12 рублей, как сейчас, рентабельность составляет Г00%. Мы о такой даже мечтать не можем. Если подсчитать наши расходы на переработку - плата за электроэнергию, коммунальные услуги, транспортные расходы, зарплата и т.д. — и учесть, что мы должны держать такую цену, чтобы наша продукция покупалась, была не дороже продукции других переработчиков, то наша рентабельность оказывается не выше 5-7%. При этом надо учесть, что завод на молоке прибыли практически не зарабатывает. Молоко является социальным продуктом, и существует строгий контроль за тем, чтобы цены на него необоснованно не повышались. Проверить это просто: закупочная цена, себестоимость, цена реализации с НДС - и сразу все видно. Зиму мы отработали трудно. Хотя весь сезон использовали только натуральное молоко, из-за повышения цен в сентябре, потом еще в ноябре и в январе реализация шла хуже, сбыт снизился примерно на 4 тонны в день. И это проблема не только Новотроицкого молокозавода. Статистика утверждает, что за прошедшие несколько месяцев потребление молока вообще в стране из-за высоких цен уменьшилось на 15-20%. Причем люди предпочитали покупать именно молоко, а не кисломолочную продукцию, сметану или творог, на которых переработчик может заработать чуть больше. Из-за этого мы, например, не имеем возможности поднять зарплату. В этом году повысили лишь на 10% при том, что инфляция составляет 9,5%. Это официальный показатель. А реальный еще выше. Средняя зарплата на предприятии - 6 тысяч рублей. Рынок с его конкуренцией, с борьбой за покупателя и за прибыль - штука жесткая. Мы столкнулись с тем, что, чтобы потеснить конкурента, идут на любые ухищрения, порой не совсем честные приемы. Но это тема отдельного разговора. Мы надеемся, в конечном итоге покупатель окажется в выигрыше и получит качественную продукцию по нормальной цене.
Светлана КРАВЦОВА.
Источник: газета "Гвардеец труда" от 23 апреля 2008г. №45(12307)