Новых игроков здесь не будет. В КОНЦЕ
ПРОШЛОГО ГОДА МЫ СООБЩАЛИ О ТОМ, ЧТО В ГОРОДЕ ПРОШЕЛ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
КОНКУРС НА ПРАВО ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК. ЕГО ЦЕЛЬ —
ПОСТАВИТЬ ЗАСЛОН НА ПУТИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ, НЕ СПОСОБНЫХ
ИЛИ НЕ ЖЕЛАЮЩИХ обеспечить выполнение правил. сегодня его
итоги комментирует председатель конкурсной комиссии первый заместитель
главы города Алексей Анатольевич Щелкунов. — Алексей Анатольевич, какие подходы были использованы в проведении тендера? — Организация тендера - мероприятие достаточно сложное. По информации, которую мы получаем из других территорий области и регионов, многие муниципалитеты испытывают трудности в этом деле. Причины лежат на поверхности. В 90-е годы в результате разрушения государственной системы общественного транспорта и коммерциализации этой сферы сформировался стихийный, порой неуправляемый рынок перевозок. В условиях законодательного вакуума, отсутствия регламентирующих документов, которые диктовали бы правила игры на этом рынке, муниципалитетам приходилось брать на себя ответственность и самостоятельно выстраивать взаимоотношения с его участниками. У кого-то это получалось более удачно, у кого-то менее. В Новотроицке, к примеру, удалось удержать ситуацию на приемлемом уровне, и в настоящее время рынок здесь в сравнении с тем же Орском или Оренбургом более упорядочен. Как результат, мы одни из первых в области провели тендер, причем на хорошем уровне. Это не первый опыт. Год назад по конкурсу отбирались претенденты на пригородныемаршруты. Отличие последнего тендера — больший объем услуг и участников. В конкурсе на право обслуживания 13 городских, 5 пригородных и 8 садовых маршрутов участвовали около 150 перевозчиков. Это муниципальное предприятие МУП «НовЭлект», автопредприятия 000 «Автомобильная компания», 000 «Газель», НП «Перевозчик», несколько десятков индивидуальных предпринимателей. Мы сознательно выдвигали жесткие критерии к претендентам, так как стояла задача отсечь от этого рынка недобросовестных перевозчиков и случайных людей, не способных обеспечить безопасность движения и доступность перевозок. В пакет документов входили справки из ГИБДД о наличии нарушений правил дорожного движения, справка налогоплательщика. Впервые обратили внимание на подготовку водителей. Специально оговаривался вопрос о прохождении ими 20-часового курса обучения и наличии опыта работы на пассажирском транспорте. Потребовали обязательного заключения договоров между владельцами транспорта и водителями, чтобы было с кого спросить в случае аварии. Одно из важнейших условий — возможность проведения до- и после рейсовых медосмотров. Ну и, конечно, обеспечение периодичности и бесперебойности движения. По сложившейся практике график движения составляет 2-3 минуты по основным магистралям, на остальных маршрутах — свои графики. Все, кто выполнил эти условия, были допущены к перевозкам. По результатам тендера в этом году на маршруты вышло 1/8 единиц транспорта. Из них 24 автобуса и 154 «Газели». Муниципальный транспорт представлен в тех же объемах, что и в прошлом году. — То есть никакого перераспределения городского рынка пассажироперевозок по результатам тендера не будет? — Были опасения, что орские претенденты попытаются составить конкуренцию нашим перевозчикам. Но этого не случилось. Возможно, из-за того, что в Орске существуют упрощенные подходы к этим вопросами, и владельцы частного транспорта просто не соответствовали нашим требованиям. Зато все, кто заинтересован в работе на местном рынке, постарались их выполнить. По сути, конкурс закрепил сложившуюся систему пассажирских услуг. Она проверена временем, доказала свою оптимальность как с точки зрения пассажиров, так и перевозчиков. Подтверждает это небольшое количество жалоб на транспорт со стороны жителей города и отсутствие замечаний от проверяющих органов. Конечно, как любая система, она нуждается в совершенствовании. Не исключаем, что маршрутная сеть, графики движения могут меняться, но только в случае, если будет подтверждена целесообразность этого. Есть проблемы, над решением которых думаем в настоящее время, — сложно уехать с Уральской на Зеленую, в район Северного. Если какие-то изменения здесь и произойдут, то законодательно они будут закреплены только после проведения следующего конкурса, то есть в следующем году. А вот по маршруту № 55 решение уже принято. Будем убирать точку отстоя «Газелей» в районе кирпичного завода, что на улице Зеленой. Маршрут будет закольцован через остановку «Железнодорожная». И горожанам это удобно будет, и безопасность повысится из-за ликвидации скопления машин на конечной остановке. — Что предпринимается для повышения безопасности перевозок и культуры обслуживания на коммерческом транспорте? Выдвигались ли, в связи с этим, дополнительные требования к владельцам «Газелей»? — Коммерческий транспорт сегодня занимает доминирующее положение на рынке пассажирских услуг. Не будем скрывать, что именно эта категория обычно доставляет наибольшее число проблем. Понятно, что отдельному предпринимателю, имеющему один-два автомобиля, сложно обеспечить все требования правил пассажирских перевозок. Именно поэтому мы убеждаем перевозчиков объединяться в некоммерческие партнерства, организации других форм собственности. С несколькими юридическими лицами администрации работать проще. А им, в свою очередь, проще наладить соблюдение графиков, ввести в штат диспетчеров, медработника, специалиста по технике безопасности. Все то, что имеют в своем арсенале крупные автотранспортные предприятия. Один из положительных моментов тендера — конкурс активизировал процесс слияния, и сегодня подавляющая часть коммерческого транспорта объединена в различные предприятия. Вопрос культуры обслуживания на коммерческом, транспорте настолько назрел, что наконец-то на федеральном уровне начали готовить правила пользования микроавтобусами. Предположительно, их переведут в другую категорию, будут введены стандарты обслуживания, которые, надеемся, заставят владельцев и водителей более внимательно относиться к внешнему виду автомобилей, приглушить музыку. Но пока это только пожелания и предположения, так как никакой официальной информации на этот счет не поступало. — Каковы перспективы внедрения системы электронных платежей на муниципальном транспорте? — После изучения вопроса, проведенных расчетов сделан вывод, что на сегодня вводить электронную платежную систему нецелесообразно, так как перевозчикам придется нести большие расходы на установку терминалов. Сейчас не самое удобное время для этого. Так что тема не снята с повести дня, но на время отложена. — Вопрос, который волнует многихжителей: почему в условиях снижения цен на энергоносители стоимость проезда в маршрутках остается на том же уровне? — Тарифы на транспортные услуги определяет региональная власть. Она устанавливает максимальный уровень цен, в рамках которого перевозчики могут варьировать стоимость поездки. Мы ведем переговоры с перевозчиками, приводим те же аргументы, что и в вашем вопросе, но пока цены на бензин настолько нестабильны, что перевозчики не решаются снизить тарифы. Подождем немного, возможно, это произойдет.
автор статьи : Ольга Георгобиани
источник: газета
"Металлург" от 26 марта 2009г №032(5987)