Прошлой
осенью взлетевшие цены на противовирусные препараты и маски в связи с
угрозой распространения свиного гриппа заставили власти обратить самое
пристальное внимание на то, как вообще формируются у нас цены на
медикаменты. Результатом этого интереса стал принятый Госдумой закон
об обращении лекарственных средств.
Считаем от производителя
-- Теперь государство контролирует цены на
жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС), --
говорит заместитель начальника городского управления здравоохранения по
фармацевтической деятельности Марина Петина. – Для этого разработана
единая методика, по которой в каждом регионе, и в Оренбургской области
в том числе, с учетом принятых в данном субъекте предельных оптовых и
розничных надбавок определена максимальная цена на конкретный препарат
из утвержденного перечня. Продавать обозначенные лекарственные
средства дороже аптечные учреждения не вправе. Информация об уже
рассчитанных предельных розничных ценах находится у работников аптеки и
по первому требованию предъявляется потребителю.
Перечень ЖНВЛС будет ежегодно пересматриваться. Сейчас в него входит
500 непатентованных наименований. На данный момент зарегистрировано
более 6000 цен торговых названий этих препаратов -- как отечественных,
так и зарубежных производителей. И регистрация еще продолжается.
Теперь фактически отпускная цена производителя – та отправная точка, от
которой работают и поставщики, и розничная сеть. Она идет в
сопроводительных документах – протоколе согласования, в котором
обязательно указывается цена зарегистрированная, цена отпускная,
формирование цены поставщика и уже розничная – все прозрачно. А главное
новшество состоит как раз в том, что если прежде аптеки делали свою
накрутку к цене конечного оптового поставщика (за ним могла быть сколь
угодно длинная цепочка других компаний, каждая со своей наценкой), то
теперь – за сколько ни купит аптека у оптовика, накрутка только к
фактически отпускной цене производителя. Приятный вывод напрашивается
сам собой: цены на аптечных прилавках должны снизиться.
Наценка наценке рознь
В нескольких аптеках на вопрос о том, стали ли
лекарства дешевле, фармацевты неопределенно пожали плечами: особых
перемен не заметили. И только одна посетительница сообщила: раньше
постоянно покупаемое ею дорогое средство от боли в суставах было
дороже, а теперь заплатила за него меньше, осталась приятно удивлена.
-- Мы не можем сравнить с прежними все новые зарегистрированные цены,
так как наименований очень много. Но по ряду позиций видим: некоторые
изменения имеются, -- объясняет заместитель заведующей МУЗ «Аптека»
Надежда Нилова. -- Например, на противоаллергические препараты нового
поколения действительно есть снижение. Масляный раствор витамина D2
прежде стоил 80-90 рублей, а сейчас в пределах 20-ти. А в целом – на
одни лекарственные средства цены у производителей стали пониже, на
другие остались примерно на том же уровне. Никаких особых скачков вниз
или вверх в этом плане не наблюдается. Люди почувствуют разницу на
медикаментах стоимостью от 500 рублей. Но не за счет регистрации цен. А
за счет того, что розничная наценка на дорогостоящие лекарства теперь
ниже.
Принятая в нашей области градация подразумевает, что на препараты
стоимостью до 50 рублей возможна наценка не более 35%, от 50 до 500
рублей – до 30%, а свыше 500 рублей – не более 20%. Такого разделения
прежде не было.
За формированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные
средства ведут контроль Росздравнадзор, министерство здравоохранения
Оренбургской области, прокуратура. При проверке лицензионных условий
это будет одним из пунктов оценки работы аптечного учреждения
независимо от формы собственности. В случае серьезных нарушений – штраф
и прекращение деятельности.
Однако в ситуации, когда строго контролируются цены на одни лекарства,
велик соблазн отыграться на остальных, которые не входят в утвержденный
перечень. Не будут ли они дороже? Оренбургское правительство не
оставило этот вопрос без внимания. Для этих медикаментов тоже
установлена розничная надбавка -- не выше 35% к фактически отпускной
цене производителя. Не поставщика, а именно производителя. Принцип тот
же. Поэтому, кстати, ожидается, что и значительный разброс цен на одни
и те же лекарства в разных аптеках должен уйти в прошлое.
Обратная сторона медали
По задумке, самая высокая наценка предусмотрена
на самые дешевые препараты, чтобы они не вымывались с рынка и чтобы
уменьшить нагрузку на дорогостоящие препараты. Оправдается ли эта
мера, покажет время. Сейчас же сами фармзаводы публично выражают
опасения по поводу того, что дешевые медикаменты у них перестанут
покупать в прежнем объеме – невыгодно, особенно, мелким поставщикам.
Надежда только на крупных дистрибьюторов, способных брать по-настоящему
большие партии, чтобы не оставаться в убытке. В противном случае с
аптечных полок если не исчезнут совсем, то будут представлены весьма
скромно многие недорогие и пользующиеся спросом у населения лекарства.
С другой стороны, свою озабоченность высказали благотворительные фонды,
в частности известный Фонд «Подари жизнь». Их беспокоит то, что
отечественные заводы за невыгодностью уже отказались от производства
некоторых лекарств от редких болезней: крупные партии никто не возьмет
-- бессмысленно, а на мелких при регулируемых наценках дохода не
получить, значит, есть риск, что их перестанут брать вообще.
Но эти сложности если и возникнут, то еще в перспективе, а непосредственно сейчас многие столкнулись с другой проблемой.
-- Сыну по программе льготного обеспечения выписывают финлепсин. Теперь
его нет не только бесплатно, но и за деньги. А то, что дают взамен, не
помогает, -- делится отец молодого человека, находящегося на
инвалидности.
-- Такая проблема есть, -- подтверждает Надежда Нилова. -- Не все
препараты прошли регистрацию цены, а без этого их продавать нельзя.
Поэтому сейчас возникли сложности не только с финлепсином, но и
коринфаром. На складах они есть, но пустить в реализацию мы их не
можем. По другим лекарствам проще: нет одного завода – есть другой,
который свои цены уже зарегистрировал, а с данными двумя позициями –
только ждать.
Без посредников
Ценообразование – один из пунктов закона об
обращении лекарственных средств. И вполне понятно, что самый
обсуждаемый. Но он не единственный, который заслуживает внимания.
-- В числе важных пунктов можно назвать переход к 2014 году
отечественных фармпредприятий на мировые стандарты GMP – это
несомненный плюс. А более близкое положительное нововведение -- с 1
сентября этого года, с вступлением закона в силу, лечебные учреждения
смогут закупать лекарственные средства, минуя дистрибьюторов,
непосредственно у производителей и без проведения аукциона. Система
торгов, когда их нужно объявлять, ждать, кто выиграет, оформлять
документы, заключать контракты, уходит, -- говорит Марина Петина.
В больницах такое положение всячески приветствуют, ведь аукционы, как
отмечают руководители ЛПУ, – это лишняя трата времени, усилий и часто
-- недостижение результата и сомнительная экономия средств.
Для сельских жителей особое значение имеет то, что согласно закону
реализация лекарств населению теперь будет возможна в фельдшерских
пунктах. Впрочем, новшеством это можно назвать с натяжкой, скорее –
возвращением к старому.
-- Прежде так и было, -- вспоминает заведующая МУЗ «Аптека» Клавдия
Рагуцкая. -- Но в конце 90-х вышел ряд документов, где четко
говорилось: лекарственные препараты реализуются через аптечные
учреждения, а к ним относятся: аптеки, аптечные пункты, аптечные
киоски, аптечные магазины. ФАПы не прозвучали. Было также оговорено,
что руководителем аптечного учреждения является специалист с высшим
фармацевтическим образованием и имеющий сертификат организатора. В
фельдшерско-акушерских пунктах такого специалиста, само собой, нет. Так
ФАПы выпали из числа тех, кто мог заниматься продажей медикаментов
населению. Теперь это упущение будет устранено.
А.В. Симонова