В ноябре исполнилось 58 лет МУП «НовГорТранс» – именно столько в нашем городе существует общественный транспорт. Не секрет, что сейчас предприятие переживает нелегкие времена – сокращается трамвайный и автобусный парк, не хватает средств на проведение ремонтов, совсем нет денег на обновление подвижного состава.
В месяц муниципальный транспорт перевозит около 536000 пассажиров. Ежедневно на линию выходят 18 трамваев и 8 автобусов, которые обслуживают 5 трамвайных, 8 городских и 2 пригородных маршрута. А летом работы прибавляется – дополнительные автобусы пускают в садовые товарищества. Кроме того, только муниципальный транспорт ходит строго по графику, с 6 часов утра, заканчивая работу уже после полуночи, тогда как частные перевозчики сходят с маршрутов уже к вечеру.
– С 1 декабря мы будем вынуждены снять с линии 8 автобусов, – рассказывает директор МУП «НовГорТранс» Юрий Кожевников, – связано это с износом техники, у которой уже вышел срок эксплуатации. Соответственно, закрываются маршруты № 1, 5, 5а, 7, 10, 10а и 14. В настоящее время администрация города проводит конкурс среди частных перевозчиков, которые и будут обслуживать эти направления. «НовГорТранс» – предприятие дотационное, однако деньги выделяются только на электротранспорт, соответственно, автобусы мы вынуждены обслуживать самостоятельно. К примеру, за 2013 год убытки только по автобусам составили 16 миллионов рублей, и чтобы их покрыть, пришлось воспользоваться средствами, выделенными на содержание трамваев.
Как отмечают в трамвайном управлении, за последнее время снизился пассажиропоток, что, разумеется, сказалось на прибыли – ежедневные сборы упали в полтора раза. Трамвайщики связывают это, прежде всего, с сокращениями численности работающих на промышленных предприятиях.
Постепенно сокращается и численность работников самого «НовГорТранса». Так, если в 2000 году на линию выходило по 30-50 вагонов ежедневно, а в трамвайном управлении трудилось около 700 человек, то сейчас – 18 вагонов и 330 человек персонала.
Экономить приходится на всем. Так, были закрыты диспетчерские пункты, вместо них появились видеокамеры. Теперь один диспетчер, сидя перед монитором, следит за графиком движения транспорта. В год такая экономия дает около полумиллиона рублей.
– Сейчас многие пересели на автомобили, немало людей пользуются маршрутками, но все-таки именно трамвай был и остается главным видом транспорта в нашем городе, где ежедневно тысячам людей нужно вовремя попасть на работу, заступить на смену, – рассказывает главный инженер «НовГорТранса» Алексей Хомяк. – Да, трамвай не может проехать по всем закоулкам города, как делают это «ГАЗели», но по основным маршрутам движение идет по графику и без перерывов. Трамвай не просто безопасный и самый доступный экологически чистый вид транспорта, он еще и ходит без пробок, останавливается только из-за ДТП. Причем в большинстве случаев эти аварии никак не связаны с электротранспортом. Кроме того, пассажиры могут быть уверены в том, что все без исключения водители проходят ежедневный медицинский контроль.
Понимание важности муниципального транспорта приходит и в непогоду, когда не все частные перевозчики выходят на работу. Трамвай перевозит пассажиров и в снег, и в дождь.
– Есть мнение, что Новотроицк вполне может обойтись и без муниципального транспорта, – говорит Юрий Кожевников. – Однако если встанут трамваи, особенно в час пик, это будет катастрофа. Не нужно забывать, что трамваем пользуются пенсионеры, мамы с колясками, школьники, льготные категории граждан. Поэтому будущее у электротранспорта есть, нужно только его развивать. К слову, сейчас решается вопрос о закупке для Новотроицка 5 новых вагонов на условиях софинансирования города и области. При поддержке области был выполнен ремонт путепровода «Западный», с заменой в том числе трамвайных путей и опор линии электропередачи.
Однако из-за нехватки средств в городском бюджете Новотроицк не участвует в областной программе поддержки электротранспорта, которая также подразумевает софинансирование.
– МУП «НовГорТранс» – предприятие городское, – говорит Юрий Иванович. – И именно собственник должен принимать решение о дальнейшем развитии электротранспорта. Перспективы есть, нужно лишь всерьез заняться вопросом пассажироперевозок.
Марина МУРОМЦЕВА.
источник: сайт газеты "Гвардеец труда"
|