В последние
годы Россия окунулась в пучину реорганизаций, реформаций, оптимизаций,
затрагивающих практически все сферы человеческой деятельности. Вызвано
это объективными причинами. Экономические условия изменились, рыночные
отношения все больше и больше становятся составляющей нашей жизни.
Поэтому необходимо соответствовать требованиям времени, в котором мы
живем.
В свое время Президент России Дмитрий Медведев
сказал, что мы должны в корне изменить подходы, может, к самым привычным
вещам, чтобы использовать потенциал и возможности современного развития
общества, опыт развития государственных учреждений не только в России,
но и в других странах. Теоретические новации и частично результаты
экспериментальной деятельности легли в основу Федерального закона №83,
согласно которому к январю 2012 года все бюджетные учреждения должны
определить свой статус. В самом общем виде суть закона сводится к
следующему: государство заказывает учреждению определенный объем услуг
(для образовательных учреждений это обеспечение образовательного
стандарта) и субсидирует только их. У разных учреждений степень
независимости от государства и степень финансово-хозяйственной
самостоятельности разная, потому и финансирование разное. Предполагается
три вида учреждений.
Казенные учреждения – самые зависимые от государства, самостоятельность
их практически нулевая. Это воинские части, следственные изоляторы,
специализированные учреждения для несовершеннолетних, психиатрические
больницы, некоторые органы управления и власти. Понятно, что в рыночных
условиях они могут существовать только за счет средств бюджета,
внебюджетных источников финансирования у них не будет.
Новые бюджетные учреждения – им дается некоторая свобода. Государство
финансирует государственный заказ. Финансовая деятельность
контролируемая. Но при этом директор вправе самостоятельно решать,
сколько потратить на ремонт, на какие-то другие услуги. Учреждения могут
предлагать платные услуги, получать прибыль, но полностью распоряжаться
ею не имеют права. На бюджетные учреждения распространяется действие
Федерального закона ФЗ-94, то есть все закупки производятся только через
процедуру конкурсов.
Автономными станут наиболее сильные и конкурентоспособные организации,
которые получат наибольшую финансовую свободу. Им разрешается не только
оказывать услуги, но и привлекать какие-то инвестиции, тратить доходы
исключительно по своему усмотрению. Эти учреждения самостоятельны в
заключении договоров, на них не распространяется обязательство покупать
товары и услуги по конкурсной процедуре. Чтобы заработать деньги,
руководитель обязан быть не только крепким хозяйственником, но и умелым
менеджером. Вот почему именно этой форме организации отдается
предпочтение.
Дело решенное
Этот небольшой ликбез необходим для того, чтобы понять суть дискуссии на
совещании руководителей образовательных учреждений города, состоявшемся
на прошлой неделе. Стадия обсуждения, какое учреждение лучше, уже
прошла, но чем ближе срок конкретного воплощения закона, тем больше
возникает вопросов: а как это будет? Никто, даже сами разработчики, вряд
ли знают, что получится в конце концов на практике, поскольку закон
новый, не прошел массовую апробацию. «Все мы будем работать в режиме
эксперимента», -- признал зам. главы города по социальным вопросам
Дмитрий Буфетов.
Автономные учреждения – дело практически решенное. Вроде бы и
агитировать за них нет необходимости. Федеральный закон №83
восстанавливает справедливость. Ведь как было раньше? У более
благополучной, финансово обеспеченной школы немного забирали денег и
отдавали тем, кто живет поскромнее. Первым особенно надрываться резона
не было: все равно ведь «экспроприируют», последним – тоже: все равно
дадут. Сейчас ситуация меняется в корне: что заработал, то твое. Но
возникает другая проблема. При подушевом финансировании в более
выигрышном положении оказывается полностью укомплектованное учреждение,
при большем количестве учеников оно получит больше средств для
обеспечения образовательного госстандарта. Но в городе есть
малокомплектные школы, которые не в состоянии заработать даже на
зарплату педагогам, не говоря о большем. Перед городской администрацией и
управлением образования встал вопрос: что делать с малокомплектными
убыточными школами, как оптимизировать расходы при сохранении качества
образовательного процесса.
Варианты есть
-- Школы № 14, 16, гимназия, детские сады № 5 и 21, Центр развития
творчества детей и юношества уже вышли в автономные, -- проинформировала
коллег начальник управления образования Лариса Котова. –
Малокомплектным школам предложены такие варианты. Первая школа,
старейшая в городе, охватывающая территорию от Восточной поляны до
четырнадцатой и семнадцатой школ, как самостоятельное образовательное
учреждение ликвидируется и присоединяется к школе №17. Но здание
сохраняется, учащиеся как учились здесь, так и будут учиться, педагоги
как работали, так и будут работать. Таким образом, семнадцатая школа
разместится в трех зданиях.
В двух зданиях отныне будет находиться и школа №16. К ней присоединяется
ликвидируемая школа №11. Педагоги шестнадцатой готовы оказать поддержку
коллегам.
Школа №10. Проект, предложенный руководством ПУ-34, нашел понимание в
«Металлоинвесте». Суть его в том, что на базе школы и училища создаются
классы социально-психологической адаптации. Учащиеся, которые по разным
причинам не смогли учиться в общеобразовательных школах, здесь получат
образование, а в училище – профессию. Этот опыт уже опробован и хорошо
зарекомендовал себя. Поэтому присоединение вечерней школы к десятой дает
ей шанс выживания.
Такое укрупнение естественно увеличивает общее число учащихся, а значит,
и объем финансирования госзаказа вырастет, его должно хватить на
содержание собственных и присоединенных учреждений.
В основе - экономическая целесообразность
Наиболее болезненно проходит процесс ликвидации школы №9. В рассчитанной
на 800 учащихся школе обучается 240 человек. Уже сегодня на заработную
плату коллективу не хватает 1,5 миллиона рублей и деньги приходится
забирать в других образовательных учреждениях. Рядом расположена школа
№22, куда предположительно могут перевести учащихся. Привязанность к
школе, слаженный педагогический коллектив -- все это серьезные
аргументы. Однако экономическая целесообразность укрупнения коллективов
становится все более очевидной.
Здание останется муниципальным. Если рождаемость вырастет и возникнет
необходимость, можно будет вновь вернуть статус школы. А пока здесь
разместятся учреждения дополнительного образования. Это позволит
реализовывать образовательные стандарты второго поколения для
первоклассников, которых можно будет приводить сюда на внеклассные и
кружковые занятия к профессиональным педагогам. Бывшая школа может стать
хорошим культурно-досуговым центром микрорайона и города.
-- Другого пути у нас нет. Из сложившейся ситуации надо извлекать максимальную выгоду, -- подытожила Лариса Котова.
Выбрали самостоятельность
Лицей давно и заслуженно считается одним из лучших инновационных
образовательных учреждений города: высокопрофессиональные педагоги,
хорошо подготовленные учащиеся. Казалось, он будет существовать всегда.
Но вдруг дамоклов меч расформирования навис и над ним. Причина все та
же – малокомплектность (в лицее обучается 200 детей). Чтобы выжить,
лицею необходимо около 3 миллионов рублей. Рассматривались два варианта
сохранения учреждения: первый – сделать его филиалом гимназии, второй –
срочно набирать дополнительные классы и довести численность учащихся до
нормы. Нужно понять директора Нину Евгеньевну Москаленко, ведь лицей –
ее любимое детище. И она костьми ляжет, сделает дополнительный набор,
чтобы сохранить статус учреждения.
Именно это «костьми ляжет» вызывает больше всего недовольства среди
коллег – директоров общеобразовательных школ. Если быть объективным, то,
чем больше учебных заведений, работающих по программам повышенного
уровня, дающих более глубокие знания, тем лучше для города. Возражения
вызывает другое: закон перехода на автономку должен всех поставить в
одинаковые изначальные условия, нельзя допускать искусственных
преференций в отношении отдельных учебных заведений. Иначе это неминуемо
породит проблемы. О том, что так оно и есть, свидетельствует обращение к
главе города и начальнику управления образования, озвученное на
совещании: «Финансовое состояние учреждений будет напрямую зависеть от
количества учащихся, находящихся в школе. Руководители школ, которые не
являются ни бухгалтерами, ни экономистами, которые впервые сталкиваются с
изменением статуса учреждений, с опасением готовятся к новой для себя
роли, попадая в странную ситуацию. Школа №9 закрывается, школы с малой
наполняемостью становятся филиалами. В городе не хватает учительских
кадров. Вакансии в течение учебного года не заполняются, так как
заработная плата не привлекает молодых специалистов, и школы работают с
пенсионерами, совместителями, то есть выживают как могут. И в это время
мы узнаем, что лицей с согласия администрации начинает набор учащихся
7-8-х классов. В связи с этим в переходный период обстановка с кадрами
обострится, так как произойдет перемещение из общеобразовательных
учреждений учащихся и учителей… Для чего проводить оптимизацию одних
школ и в то же время санкционировать увеличение объемных показателей в
данном учреждении за счет других?…»
В принципе никто не против лицея. «Но пусть он набирает себе учеников и
растит их, как это делает гимназия, а не забирает готовых и лучших», --
слышалось в кулуарных разговорах.
Но как бы то ни было, последнее слово останется за учеником и его
родителями: если уровень преподавания в школе их устраивает, они никуда
не уйдут.
-- То, что происходит сейчас, -- отметила председатель комитета
профсоюза работников образования Надежда Гузиенко, -- более-менее
справедливо. Другое дело, что с подготовкой к реализации 83-го закона мы
запоздали, потому режем по живому. Надо было готовить общественное
мнение заранее. Технология перехода на «автономку» не отработана, да и
сам процесс ни у кого легко не проходил. Может быть, нужно было создать
рабочую группу, включить в нее экономистов, юристов, посидеть в
кабинетах, поискать более приемлемые варианты, чтобы при переходе было
как можно меньше изъянов. Однако надо признать: такие учреждения будут
подстегивать и учителей работать лучше.
Работа будет у каждого
Переход на 83-й закон рождает новые проблемы в образовательных
учреждениях, связанные с тем, что создаются свои бухгалтерии,
разрабатываются новые программы, которые необходимо материально
обеспечить.
Предстоящая «автономизация» учреждений образования вызывает естественную
тревогу: что будет с преподавательским кадрами и администрацией
ликвидируемых школ? Как заверила Лариса Котова, проблем с
трудоустройством нет. Уже рассмотрено возможное место работы персонально
каждого педагога. Образование города испытывает острый дефицит в
учителях начальных классов, русского языка, математики, химии, биологии –
всего 57 вакансий.
Ни один педагог, ни один ученик не пострадает в ходе проводимой работы.
До ухода учителей в отпуск и школьников на каникулы они будут знать,
куда придут 1 сентября.
А пока полным ходом идет подготовка к ЕГЭ и итоговой аттестации,
которые должны пройти в спокойной, творческой обстановке, чтобы никакие
стрессы, связанные с реорганизацией, не повлияли на конечные результаты
и они были не хуже, чем в предыдущие годы.
Антонина Овсянникова
источник: сайт газеты "Гвардеец труда"
|