Конец минувшего года был богат на знаменательные события. В рамках мероприятий, посвящённых 25-летию Новотроицкого филиала НИТУ «МИСиС», наш город посетил известный режиссёр и сценарист Юрий Кара.
В 1978 году Юрий Кара окончил Московский институт стали и сплавов по специальности «Физика металлов». Этот интересный факт в его биографии стал поводом для приглашения Юрия Викторовича в Новотроицк. Встреча режиссера со студентами, преподавателями филиала и просто с новотройчанами прошла во Дворце культуры металлургов и началась с просмотра фильма «Главный», посвященного главному конструктору Сергею Павловичу Королеву. Затем зрители задали Юрию Каре вопросы, на которые гость с удовольствием ответил.
– Юрий Викторович, по первому образованию вы – инженер. Что для вашей жизни, вашего творчества дал технический вуз?
– Эта профессия научила меня анализировать, просчитывать, как снять, как выложить материал. Когда все контролируешь, голова работает, как компьютер. Я вообще считаю профессию металлурга очень важной и некоторое время работал по специальности. Помню, в студенческие годы мы пели: «Инженеров широкого профиля выпускает стальной институт». Ну и если учесть, что режиссеров иногда называют инженерами человеческих душ, то действительно – очень широкого профиля (смеется).
Потом я все же пошел учиться делать кино, и мне повезло, что попал к Сергею Аполлинариевичу Герасимову – замечательному человеку, который очень много сделал для нашего кинематографа. Я и сам сейчас преподаю во ВГИКе и стараюсь его методу тоже внедрять. Как говорил Герасимов, секрет его просто в том, что он очень любит своих учеников. Он тщательно их подбирал и старался всячески им помочь расправить крылья и чувствовать себя творческим человеком. Он успел еще посмотреть первые кадры моего фильма «Завтра была война». В те годы говорить о сталинских репрессиях было совершенно невозможно -- вроде бы и не запрещали, но и не поощряли. Когда в журнале «Юность» была опубликована повесть Бориса Васильева, я обратился к Герасимову, сказав, что хочу донести до людей эту историю, и он мне очень строго ответил: если хочешь снимать на эту тему, снимай честно. Я постарался сделать именно так и посвятил фильм своему учителю, Сергею Аполлинариевичу Герасимову – еще и потому, что его семьи репрессии тоже коснулись.
– Почему возникла идея создать фильм именно о Королеве?
– Идея не моя, и это уже второй мой фильм о Сергее Павловиче. Накануне 100-летия Королева мне позвонил космонавт Алексей Архипович Леонов. Когда-то Сергей Павлович рассказывал ему о своей жизни, что был осужден на 10 лет и отправлен в Магадан, где, собственно, не выживали. Заключенные мыли золото, пока ручьи не замерзали, и жили круглый год в палатках. А попал туда Королев, в общем-то, за то, за что мы его сейчас славим. В 30-е годы по заданию руководства он участвовал в разработке пороховых ракет. Сергей Павлович уже тогда говорил, что они хороши на небольшие расстояния, а для космоса и дальних полетов нужны жидкостные ракеты. И за то, что он разрабатывал такие ракеты, потратив на это дополнительные государственные средства, его обвинили в растрате. К 100-летию главного конструктора был снят фильм, который так и назывался – «Королев». Но когда космонавты посмотрели его, то выразили пожелание, чтобы рассказали не только об этой стороне его жизни, о его человеческой трагедии, но и об успехах, о том, что он сделал для освоения космоса. И был создан фильм «Главный».
Есть задумки сделать даже третий фильм. Оказывается, Королев планировал космический полёт на Марс. У него очень много было разработок на будущее, он оставил огромное наследие.
– Не показалось ли вам, что в фильме «Главный» руководители страны – Никита Хрущев и Леонид Брежнев выглядят несколько комично?
– Вы все правильно поняли. Я не скрываю своего отношения к Хрущеву, который присвоил себе все заслуги Королева, не пригласил его даже на трибуну, когда чествовали Гагарина по случаю его полета в космос. А когда Королев умер в 59 лет, и его гроб несли космонавты, и на похоронах присутствовало в полном составе правительство, только на третий день стало известно, кого же хоронили – появилась табличка на кремлевской стене. Да, я считаю, нашей страной руководили не очень образованные и не самые дальновидные политики, они не могли в полной мере оценить ни таланта Королева, ни того, как много он сделал для страны.
– Вы сняли фильм «Мастер и Маргарита», с которым, говорят, было связано много мистических историй. Это действительно так?
– Этот фильм много лет пролежал на полке. И во время его съемок, действительно, было много мистики. Все вроде бы получалось, но испытания меня преследовали буквально на каждом шагу. Я внутренне уже отказывался от этой затеи, но в то же время меня словно кто-то толкал: надо, надо делать. И где надо делать. Мы, например, хотели снимать иудейские сцены в Судаке, создали там «древнюю Иудею», но все, что могло помешать, там случилось – Бурляев, игравший роль Иешуа, не получил благословения, оператор просто отказался снимать. Финальным предупреждением стало то, что машина, только что полученная на киностудии, на которой я ехал за другим оператором, буквально рассыпалась по дороге, я в отчаянии вышел и обнаружил, что нахожусь прямо напротив дома с «нехорошей квартирой»: улица Садовая, 10 б. Словом, я вынужден был согласиться: снимать надо только на Святой земле. Продюсеры сделали невозможное и нашли деньги.
И уже без мистики хочу сказать, что я долго искал артиста на роль Иешуа, Иисуса Христа, и вдруг ко мне подходит маленький, заикающийся Николай Бурляев: «П-попробуй м-меня, л-лучше не найдешь!». Попробовал, и он пришел на пробы настолько заряженный, настолько одухотворенный, что я действительно понял: он сыграет эту роль, хотя перед этим пересмотрел массу других актеров.
– Вы себя считаете успешным человеком?
– Относительно. Снято не так много фильмов, как хотелось бы – всего десять. Двадцать сценариев написал, и они еще не реализовались. Но с другой стороны – простой парень, приехал когда-то в Москву из Донецка. Не все давалось просто. У меня производительность, как у паровоза – чтобы чего-то достигнуть, надо очень много затратить труда. Но я по-библейски к этому отношусь. Как сказал царь Соломон, возьми, что хочешь, но заплати за это. То есть своей кровью, сердцем, трудом, энергией. Стараюсь. И для простого парня из Донецка не так плохо у меня и сложилось. Мне не стыдно за то, что я сделал.
Анна Симонова.
источник: сайт газеты "Гвардеец труда"
|