В преамбуле к
Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», подписанной
Президентом РФ Д.Медведевым, говорится: «Модернизация и инновационное
развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным
обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим
гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими
качествами личности становятся инициативность, способность творчески
мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все
эти навыки формируются с детства». Прошедший учебный год подтвердил, что
образовательные учреждения города не стоят в стороне от общих
инновационных процессов, происходящих в российском образовании.
Уже определенно можно сказать: педагоги ставят перед собой и реализуют
цели опережающего развития школьников. Ребята вовлекаются в
исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в
ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть
способными генерировать собственные идеи, уметь принимать решения.
Воспитать творческого ученика может только современно мыслящий,
владеющий новыми педагогическими технологиями учитель. Именно он,
внимательный, восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему
новому, -- ключевая фигура школы будущего. Сегодня в образовательных
учреждениях города трудится 1418 педагогических и руководящих
работников. С высшим образованием 85,7 процента учителей, из них
аттестовано 96,9 процента. Выше среднегородского показателя число
аттестованных учителей в лицее, гимназии, коррекционной школе-интернате,
школах № 23, 16, 14, 13, 6. Самый низкий показатель аттестованных
учителей в школах №4, 7, 10, 17, но в большей степени потому, что здесь
немало молодых специалистов, еще не успевших наработать необходимый
опыт. И все же работать в этом направлении еще есть над чем.
Мы ведем работу по подбору кадров, руководители школ и управлениия
образования участвуют в распределении учителей после окончания педвузов;
директора приглашают на замену отсутствующих учителей и на замещение
вакансий пятикурсников ОГТИ с последующим трудоустройством. Такая
система работает в городе уже несколько лет. Однако не все приходящие к
нам молодые специалисты остаются в школах на долгие годы. Низкая, не
соответствующая физическим, интеллектуальным, психологическим затратам
заработная плата учителя при высочайшей ответственности пугает
неокрепшие души. Но правительство области в рамках проекта «Модернизация
региональных систем общего образования» с 1 сентября 2011 года на 30
процентов повышает заработную плату педагогических работников
общеобразовательных учреждений. Будем надеяться, что этот шаг вызовет
более оптимистичные настроения в учительском сообществе.
Учитель не должен растерять вкус к исследовательской работе, поиску.
Поэтому в информационно-методическом центре создано 24 городских
творческих группы, цель которых – включение педагогов в
опытно-экспериментальную работу. В 2010-2011 учебном году школа №14 была
названа в числе восемнадцати лучших образовательных учреждений
Оренбургской области, внедряющих инновационные технологии, и получила
губернаторский грант.
В целях повышения престижа учительской профессии управление образования
совместно с редакцией газеты «Гвардеец труда» провело конкурс
ученических сочинений на тему «Мой учитель». Победители были награждены
на торжественном закрытии Года учителя во Дворце металлургов. Эту же
цель преследовал и городской конкурс профессионального мастерства
«Сердце отдаю детям».
Вопросы дошкольного образования являются приоритетными, поскольку
образование в детском саду – трамплин для успешного обучения в школе, в
вузе. В целом работа дошкольных учреждений города соответствует
современным требованиям. Большинство детских садов удовлетворяют запросы
родителей, общественности. Реализация целевой муниципальной Программы
«Развитие системы образования города Новотроицка на 2003-2010 годы»
позволила стабилизировать процент охвата детей дошкольным образованием
(2008 год – 80 процентов, 2009 – 80, 2010 – 82 процента).
Одной из ярко выраженных тенденций развития дошкольного образования
является переход от унифицированной образовательной системы к
вариативной. Так, в системе дошкольного образования города работают два
дошкольных учреждения компенсирующего типа, одно -- для детей раннего
возраста, одиннадцать детских садов комбинированного вида и семнадцать
-- общеразвивающего вида.
В 2011 году в систему дошкольного образования мы возвращаем детский сад
№34, где располагалась станция туризма и экскурсий. Это свидетельствует о
том, что рождаемость в городе хоть незначительно, но возросла. При этом
у нас нет проблемы устройства ребятишек в детские сады.
Новые образовательные стандарты новотроицкие педагоги начали осваивать
два года назад. Они предполагают различные формы обучения – очную,
очно-заочную, форму семейного образования, экстернат. Очно-заочной
формой воспользовался 61 учащийся, обучавшийся в вечерней школе.
Для больных детей по заключению медико-социальной экспертизы и
рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии организовано
индивидуальное обучение на дому по специальным программам. За последние
пять лет количество таких детей уменьшилось до 39 человек, из них
услугами дистанционного обучения воспользовались 17 человек.
Ребята, испытывающие сложности в освоении общеобразовательных программ,
обучаются в классах для детей с отклонениями в развитии. За последние
три года количество таких детей увеличилось на 24 человека, в 2010-2011
учебном году это 291 учащийся.
Формированию активной гражданской позиции школьников способствует
деятельность органов ученического самоуправления. В 2010 году в школах
действовали 22 ученических совета. А вот государственно-общественное
управлениие школой остается пока проблемой. Сегодня действует 15 советов
школ, что составляет 65 процентов общего количества образовательных
учреждений, и один попечительский совет. Нужна более тесная связь с
родителями, общественностью, ведь образование отвечает интересам всего
общества.
Важной задачей развития городской системы образования является
формирование современной материально-технической базы школ, обновление
школьной инфраструктуры, созданиие современных и безопасных условий
обучения. Ни для кого не секрет, что подготовка школ к началу нового
учебного года проходила в условиях острого дефицита финансовых средств.
Но дополнительные трансферты от правительства области позволили нам
капитально отремонтировать школу №14, а капремонт в первом интернате
продолжится до 1 октября: объем работ слишком велик.
Особенностью наступающего учебного года станет переход образовательных
учреждений на автономию. 14 учреждений уже поменяли статус. Чтобы не
ломать систему образования города и в то же время соответствовать
Федеральному закону №83-ФЗ, нам пришлось малочисленные школы
присоединять к крупным. Так, первая школа стала теперь филиалом
гимназии. Одиннадцатая школа присоединилась к шестнадцатой. Вечерняя
влилась в десятую школу. Как вы знаете, расформирована школа №9. В ней
теперь располагается филиал Центра развития творчества детей и
юношества, станция туристов и спортивные секции. Она будет
использоваться для реализации образовательных стандартов второго
поколения. 27 мая 2011 года подписано постановление администрации города
о слиянии школы №14 и лицея с присвоением им единого названия – лицей
№1. Процесс перехода сложный и весьма болезненный. Но время покажет, что
он был оправданным.
Это лишь некоторые аспекты проблем, решаемых педагогическим сообществом.
Они гораздо многограннее и сложнее. Мы знаем, как решать их.
Уважаемые коллеги, гости, поздравляю вас с началом нового учебного года.
Желаю всем крепкого здоровья, неуспокоенности, творческих успехов, ведь
мы учим молодежь во имя будущего нашей страны.
Справка
2010-2011 учебный год завершился Единым
государственным экзаменом и государственной итоговой аттестацией,
результаты которых не могут не радовать. Уже становится доброй традицией
успешная сдача ЕГЭ: все 484 выпускника справились с обязательными
экзаменами. Выпускники школ № 3, 4, 6, 7, 10, 13, 14, 17, 23, лицея,
гимназии успешно сдали экзамены по выбору и обязательные. По физике,
химии, информатике, немецкому, французскому и английскому языку,
литературе и русскому, по математике средний городской балл превосходит
региональные и областные показатели.
Антонина Овсянникова
источник: сайт газеты "Гвардеец труда"
|