Каждое
утро, садясь в трамвай, мы уверены: на работу доедем вовремя и без
приключений. Десятки лет убедили нас в том, что это самый надежный,
удобный вид транспорта. Ежемесячно трамвай перевозит около 1 миллиона
пассажиров. И как-то в голову не приходило, что возможно иное, что у
трамвайщиков могут быть проблемы. А они возникали и с трудом, но
разрешались. Вплоть до 2011 года, пока дело не дошло до судебных
приставов.
Так что же случилось? Текущий год МУП «Новэлект» начало с долгом в
Пенсионный фонд и по налогам в 14,4 миллиона рублей. Главной причиной
сложившейся ситуации стал недобор средств за услуги по перевозкам, а
если говорить прямо: заниженная, не соответствующая себестоимости цена
проезда. Директор предприятия Валерий Павлович Леонтьев так комментирует
ситуацию:
-- Общественный транспорт всегда и везде был убыточным и поддерживался
государством. Наши соседи – орчане находятся в таком же положении с той
лишь разницей, что мы еще держимся на плаву, а их уже трижды банкротили.
Только собственных доходов для выживания недостаточно. В городском
бюджете предприятию ежегодно закладывались дотации. Но годы кризиса,
регулярный рост тарифов на горюче-смазочные материалы, электроэнергию,
коммунальные услуги увеличил наши расходы, даже финансовая поддержка
городской администрации не спасала положение. Цены росли, а стоимость
проезда оставалась прежней. Руководство города сдерживало ее с целью
поддержки малообеспеченных слоев населения. Ныне действующий тариф
соответствует 2008 году.
Но бюджетные возможности не бесконечны и внутренние резервы «Новэлекта»
тоже ограниченны. Чтобы выйти из ситуации, то есть погасить прошлые
долги и платить текущие налоги, предприятию необходимо ежемесячно 4
миллиона 400 тысяч рублей. Администрация города, со своей стороны,
увеличит до 20 миллионов рублей дотации трамвайщикам, а нужно еще 24
миллиона. Поэтому увеличения стоимости проезда в трамвае и автобусе не
избежать. Это однозначно.
Предприятие сделало расчеты, и областной департамент по ценам согласился
с ними: тариф проезда на трамвае – 9 рублей, на автобусе – 11, хотя
фактическая себестоимость проезда на автобусе 14 рублей (для сравнения: в
Орске билеты стоят соответственно 10 и 12 рублей). Пожалуй, нигде в
России нет таких низких цен.
Естественно возникает вопрос: насколько эта непопулярная мера поможет
исправить положение? Повышение стоимости проезда даст предприятию
дополнительно в месяц 2 миллиона рублей и позволит хотя бы частично
рассчитаться с долгами.
А вот на развитие и совершенствование материально-технической базы
средств все равно не хватит. И тут у руководства единственная надежда на
слаженную, профессиональную работу всех служб.
-- Вся имеющаяся у нас техника свой ресурс выработала. Однако как бы
трудно ни было, -- говорит Валерий Павлович, -- транспорт мы
поддерживаем в надлежащем состоянии. Ежедневно на линии выходят 16
автобусов и 25 трамваев. Этого недостаточно. Чтобы поддерживать
экономику предприятия, надо задействовать минимум 32 трамвая. Самое
интересное, они у нас есть, а вот водителей и кондукторов не хватает.
Из-за низкой заработной платы люди начали уходить, из 775 человек по
штатному расписанию сегодня осталось 500.
Возможно, повышение с 1 февраля 2011 года на 6,5 процента зарплаты
работающим, курсы по подготовке водителей, где занимается 12 юношей и
девушек, изменит ситуацию к лучшему. Коллектив ищет пути экономии,
задействует внутренние резервы. Так, за счет того, что трамваи стали
ходить до 24 часов, значительно сократились холостые пробеги. Текущие
ремонты вагонов и путей ведутся собственными силами. Дают прибыль, хоть и
небольшую, рекламные услуги, сдача в аренду помещений, предоставление
по заявкам автобусов.
В текущем году крупных ремонтов уже не предвидится, а на следующий
Новотроицк войдет в областную программу, по которой будут выделены
деньги: порядка 70 миллионов рублей на ремонт трамвайного полотна и
приобретение одного вагона и около 35 миллионов – на приобретение 5
автобусов и ремонт существующей базы.
Все эти меры предпринимаются ради одного – не дать обанкротить
предприятие и сохранить в городе трамвай. Повышение тарифов – только
часть комплекса первостепенных мероприятий. Но последнее слово все-таки
скажут депутаты городского Совета.
Антонина Овсянникова
источник: сайт газеты "Гвардеец труда"
|