СТАТЬЯ "ЖЕСТОКИЕ ЗАБАВЫ НЕЖНОГО ВОЗРАСТА: ТЕПЕРЬ И В ЛУЧШЕЙ
НОВОТРОИЦКОЙ ШКОЛЕ" ВЫЗВАЛА ВСЕОБЩИЙ РЕЗОНАНС. К НАМ ПОСТУПАЛИ ЗВОНКИ
ОТ ЧИТАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ВОЗМУЩЕНЫ ПРОИЗОШЕДШИМ. ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ ТАКИХ
ОТКЛИКОВ МЫ ПОМЕСТИМ В ПОДБОРКУ МАТЕРИАЛОВ ПОД РУБРИКОЙ «ОБРАТНАЯ
СВЯЗЬ». ОБ ОДНОМ ЖЕ ИЗ НИХ, ИЗЛОЖЕННОМ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ, ЕСТЬ СМЫСЛ
ПОГОВОРИТЬ БОЛЕЕ ПОДРОБНО.
Кто мы: ангелы или демоны? Так было озаглавлено открытое письмо учеников и класса гимназии № 1. В нем говорилось о том, что «В настоящее время настолько упал уровень культуры молодежи в стране, что это не могло не сказаться на воспитанности учеников. Если раньше в гимназию поступали лишь заинтересованные в учебе и собственной успеваемости ребята, то сейчас в эту школу, кроме таких ребят, приходят все желающие: только из-за ее статуса, ведь всем хочется получить аттестат гимназиста, а также из-за того, что родители хотят быть уверенными в том, что их детям ничего не будет угрожать». Но факт остается фактом - шокирующий случай произошел именно в «ничем не угрожающей детям гимназии», так зачем пытаться перекладывать с больной головы на здоровую? Гимназисты отмечают, что в каждом человеке живет любовь к родной школе, что они не могут равнодушно смотреть на то, как разрушают их второй дом. Но ведь гимназию никто не разбирает по кирпичику. Даже если в сложившейся ситуации школу, как опасаются школьники, покинет большинство педагогов (что маловероятно), то едва ли учебное заведение останется без учителей. Но такое развитие событий заранее вызывает тревогу одиннадцатиклассников: «Смогут ли они (имеются в виду новые педагоги) удержать школу в своих руках»? Позвольте, а в чем заключается революционность гимназической ситуации, если справиться с ней мало кому под силу? Ведь, вопреки атмосфере, описанной классиком, в гимназии и низы все могут, и верхи ни от чего не отказываются? «С нашей стороны было бы предательством промолчать далее. Стоит отметить, что талант читать между строк и находить подтекст ценен прежде всего при изучении художественных произведений на уроках литературы. Но пытаться найти его там, где он изначально отсутствовал, - излишне. В материале «Жестокие забавы...» персональных нападок на руководство гимназии не было. Была описана конфликтная ситуация? — да. За разрешение подобных, так уж повелось, отвечают обычно первые лица: за происходящее в стране - ответственен президент, в области - губернатор, в городе - мэр, а в школе - директор. Дети считают, что многие факты, описанные журналистом, не соответствуют действительности. Но изложенное в статье подтверждено данными городского отделения по делам несовершеннолетних, а также рассказом матери пострадавшего мальчика. Да, мнение руководства школы не прозвучало. Но лишь потому, что директор отказалась говорить о происшествии до завершения разбирательства. Активная позиция детей, вступившихся за честь родной школы, не может не вызывать восхищения. Вот только в письме нет ни строчки об осуждении хулиганов, о неприятии гимназистами происшествия, о сочувствии пострадавшему ребенку. После инцидента Теперь, когда схлынули первые эмоции, мама пострадавшего мальчика рассказала нам о том, как развивались события в тот злополучный день и позже. — Милицию в гимназию никто не вызывал, в отделение по делам несовершеннолетних мы обратились самостоятельно, — говорит она. — Конечно, нам были принесены извинения, однако все то время, когда мы были на больничном, никто из руководства гимназии не позвонил и не поинтересовался самочувствием ребенка. Единственная, кто не оставляла нас в беде, — классная руководительница моего сына - Виктория Рогачева. Она даже привела группу его одноклассников к нам домой: попили чаю, поговорили о школьных делах, мальчик остался доволен этим посещением. При этом в период разбирательства мне поступали предупреждения через знакомых и родственников (не знаю, кто был их инициатором) о том, что лучше бы мне забрать заявление и прекратить дело. Но я была настроена до конца защищать своего ребенка. Мама мальчика, который снимал хулиганскую выходку на камеру, отнеслась к произошедшему с пониманием: неоднократно извинялась перед нами, предлагала организовать встречу наших детей, чтобы подросток получил возможность лично объясниться с моим сыном. Я благодарна ей за такую позицию. Мама же главного обидчика не проявила сочувствия. Может быть, она и в самом деле считает, что ее сын не совершил ничего противоправного, или она, занимая высокий пост в горадминистрации, не хочет отвлекаться на такие «мелочи». Что же, Бог ей судья, но каждый из нас, посеяв ветер, обязательно пожнет бурю. Не отгораживать, а воспитывать Итогом всестороннего разбирательства инцидента в гимназии станет следующее: постановка подростков-обидчиков на учет в отделении по делам несовершеннолетних, в гимназии им объявлен выговор. Теперь воспитательная работа с ними ведется по индивидуальному графику. В начале недели редакции стало известно, что Светлана Артемьева, очевидно, покинет пост директора гимназии. Заместитель начальника городского управления образования Лариса Котова так прокомментировала эту новость: «На сегодня нет никаких документов, подтверждающих увольнение директора гимназии. Сейчас она находится на больничном. Ученики школы и родители выступают против ее ухода: об этом шел разговор на их встречах с главой города Андреем Великановым и с заместителем министра образования области Ольгой Озеровой, приехавшей в Новотроицк из-за этого инцидента. Но глава города занял в этом вопросе принципиальную позицию. Андрей Великанов в частности сказал: «Светлана Александровна должна сложить полномочия директора. Допущенные ею ошибки (одна дисциплинарная, другая управленческая) не позволительны для педагога с таким огромным стажем». - Случай в гимназии - неординарен, - добавила Лариса Котова. - И поступок восьмиклассников должен быть осужден прежде всего общественным мнением. Кроме того, необходим комплекс профилактических мероприятий во всех городских школах. Мы уже провели работу и с руководителями образовательных учреждений, и с их заместителями по воспитательной работе. Дети, совершившие проступок, получили большой урок. При этом из гимназии они исключены не будут: от них нельзя отгораживаться, их нужно воспитывать. Пострадавший ребенок находится под особой опекой педагогического состава гимназии. Нельзя допускать, чтобы в отношении него возникли какие-то негативные моменты. От них будет отгорожена и мама обиженного мальчика. Могу сказать, что на ее месте каждый из нас сделал бы все возможное, чтобы защитить своего ребенка.
Подушка безопасности «И кто же мы: ангелы или демоны, люди или нелюди? Мы знаем, кто мы, а к кому причисляете себя вы, выпускница гимназии, Марина Кирсанкина?» — такой вопрос был задан мне в письме школьников. Отвечу: я занимаю позицию нетерпимости к насилию. И именно в гимназии меня этому научили. Помнится, во времена моего школьного детства произошла одна «неприятная история»: старшеклассник пнул малыша, да так, что ребенку понадобилась медицинская помощь. За давностью лет не назову ни даты этого события, ни «номера» класса, в котором я училась, но в памяти навсегда запечатлелась реакция учительницы на инцидент. Она говорила о нем с таким негодованием, что — поверьте! — ни у одного из нас и мысли не возникло сказать: «Ну и что?» или «Подумаешь!» и тем более: «Значит, он сам довыпендри-вался». А вот некоторые из вас комментируют последний инцидент именно так. Откуда такое равнодушие? Скорее всего, от тех педагогов и родителей, которые возмущены оглаской «неприятной истории», а не тем, что она случилась. Слова Ларисы Котовой о том, что это происшествие должно получить широкое общественное осуждение, дабы аналогичная ситуация не повторилась, — абсолютно справедливы. Но сегодня, когда главной темой обсуждения стал вопрос ухода Светланы Артемьевой с поста руководителя гимназии, акценты в оценке происшествия заметно сместились. Он постепенно прекращает быть предметом осуждения, а превращается в досадную неприятность, повлекшую неадекватные последствия. А ведь, если вдуматься, такой поворот событий вполне может сформировать своеобразную подушку безопасности для последующих хулиганских выходок. Ребенок унижен, нанесен вред его здоровью, а его родители, взывающие к справедливости, оказались виноватее тех, кто на него напал. Дети просто «неудачно пошутили», не отдавая себе отчета о последствиях, а мама потерпевшего, так сказать, пользуясь случаем, запятнала честь школы и всех ее учеников, инициировала снятие с должности уважаемого педагога. Согласитесь, есть вероятность, что маме следующей жертвы скажут «Вы лучше помолчите, а то будет, как в гимназии». А это вполне тянет на фактор безнаказанности. Мы более не вольны? Сегодня, когда инцидент в гимназии прогремел не только в Новотроицке, но и в области, главное — не впадать в крайности. Требовать жесткого наказания для руководства образовательного учреждения, дополнительных мер для провинившихся ребят, или, наоборот, спасать «поруганную» честь школы и выписывать индульгенцию для проштрафившихся, — не об этом нужно думать. Всем нам стоит, образно выражаясь, взять тайм-аут и задуматься: а правильно ли мы воспитываем своих детей, если многие из них рискуют практически в любой момент стать как агрессорами, так и жертвами? Возвращается целый ряд явлений, которые мы привыкли считать атрибутами печально известных девяностых годов. Родители вновь ушли с головой в работу, чтобы обеспечить семьям нормальное существование, детей воспитывают бабушки, педагоги или телевидение. В худшем случае, ребята предоставлены сами себе. Семья и школа стремятся переложить друг на друга полноту ответственности за окончательный итог воспитания. Как бы нам не пришлось спустя несколько лет и нынешних подростков называть потерянным поколением! Вот почему инцидент в гимназии должен стать поводом не для громких споров, а для... тишины. Речь идет вовсе не о замалчивании происшествия и его последствий, а о времени на размышление. Именно о такой тишине писал Леонид Филатов: Неужто, погрязши в дрязгах, Мы более не вольны Создать себе общий праздник -Мгновение тишины? Коротенькое, как выстрел, Безмолвное, как звезда, — И сколько б забытых истин Услышали мы тогда! Всем нам нужно время подумать. Сделать так, чтобы инцидент, о котором мы продолжаем говорить, остался единичным и вопиющим ЧП, а не приобрел массовый характер и не превратился в повседневность. А для этого необходимо перестать фанатично отстаивать честь дорогого многим сердцам мундира. Просто задуматься... Просто подарить себе мгновение тишины... Ведь это в нашей воле.
автор статьи : Марина Кирсанкина
источник: газета
"Металлург" от 15 октября 2009г №116(6071)