Бывает, знаешь человека много лет. Все в его жизни кажется естественным и ничем не примечательным. Но это только на первый взгляд. А присмотришься повнимательнее, и перед тобой открываются невероятные глубины души и ума… Таким человеком какое-то время был для меня Анатолий Тепляшин, известный поэт, журналист, философ.
Из личного
Когда-то с Толей мы жили на одной улице Льва Толстого, в известном девятом квартале, почти в одном дворе. Но я его в эту пору почти не помню, вероятно, потому, что пацаном он рассекал по улице Пушкина на велосипеде, а мои тернистые тропы в основном пролегали по чердакам, где водились летучие мыши. Это было интересно, скажу я вам, и вполне безопасно, хоть и жутковато. В том светловолосом мальчишке даже намека не было на будущего поэта, глубокого и мудрого человека.
В подростковом возрасте судьба свела нас во Дворце культуры металлургов. Случайно в одно время в драмкружке собрались Толя Тепляшин, Гена Красников, Саша Лучевников. Мальчишки крупные, фактуристые. По-крупному у них и жизнь сложилась. Анатолий и Геннадий стали профессиональными
поэтами. Гена после окончания вечерней школы поступил на журфак МГУ, со временем стал редактором альманаха
«Поэзия» издательства «Молодая гвардия», сейчас живет в Москве, преподает в Литературном институте. Анатолий дружит с Геннадием до сих пор.
Саша, большой умница, спорт-
смен, стал главой Новотроицка, которого искренне уважали горожане и коллеги. Правда, жизнь отмерила ему небольшой срок. Но мы помним его. Однако театр был не их стихией. Дольше всех в артистах остались мы с Генкой.
У Анатолия судьба сложилась иначе. Он остался в родном Новотроицке. Наверное, так было задумано свыше. Но тоже оказался творческим человеком. В 1976 году поступил и в 1982-м окончил Литературный институт им. А.М.Горького. Дипломной работой стала рукопись будущей книги «Открытый океан». Книга вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 1984 году. В 1989-м в Южно-Уральском книжном издательстве вышла вторая книга А.Тепляшина «Вьюжный Урал». По этим двум книгам, а также многочисленным публикациям в газетах и журналах Анатолия Тепляшина приняли в Союз писателей СССР. Потом были книги «Горящее озеро», «Искра во мгле», «Родник у дороги». Стихи Анатолия опубликованы в более чем сорока коллективных сборниках.
Жизнь А.Тепляшина была типичной для парней: школа, служба в ВМФ, работа на рыболовецких судах в Атлантике. В 1975 году вернулся в Новотроицк. Работал на заводе хромовых соединений, силикатном заводе. Учительствовал в вечерней школе и ПТУ. В 1990 году избран депутатом городского Совета.
По-настоящему и надолго наше знакомство случилось, когда я уже после института работала в «Гвардейце». Толик пришел после меня. Это был уже совсем, как мне казалось, другой человек – копна вьющихся волос, грустные, понимающие глаза. Он напомнил Винни-Пуха – только большого, но такого же доброго.
«Гвардейские» годы
Анатолий пришел в «Гвардеец труда» заведующим отделом культуры. Это был уникальный в своем роде случай. В области не было ни одной газеты, где бы во главе отдела культуры стоял человек, не только любящий и освещающий городскую культуру, но и сам занимающий в этой культуре одно из ведущих мест. Несколько лет Толя вел в «Гвардейце» эксклюзивную рубрику «Точка опоры» -- философско-исторические, морально-этические эссе, которые нередко использовали в работе учителя и учащиеся.
Именно в «Гвардейце» раскрылся его второй талант – журналистский. Анатолий является лауреатом губернаторских премий как в области журналистики, так и в области литературы «Оренбургская лира». Он первым в Оренбургской области получил премию имени русского писателя, драматурга и литературного критика Валериана Правдухина.
Мальчишки и девчонки, которые собираются посвятить себя журналистике, представляют себе эту профессию как один сплошной фейерверк встреч с замечательными людьми. И не знают, насколько это черная, тяжелая, эмоционально выматывающая работа. И что далеко не каждый день из-под пера выходит шедевр. Поэтому так важно, когда твой коллега, которого ты считаешь более профессиональным, талантливым, подойдет и просто скажет: «Тонь, нормальный материал получился». А он подходил и говорил. Это вселяло надежду, что ты еще что-то можешь. За что я ему благодарна безмерно.
Для меня всегда было вопросом, почему мой коллега -- «человек всегда в миноре» и стихи у него минорные. Анатолий отвечает на это просто: «Я не из породы оптимистов, но вовсе не считаю, что печальные краски и ноты должны быть обязательно серыми и приглушенными. «Печаль моя светла», – писал Пушкин. И мне больше по сердцу светлая пушкинская печаль, звёздная грусть Тютчева, «тоска весёлая» Есенина, чем гомерический хохот на пирах во время чумы. Жизнь, как действительность, бывает ужасной, но жизнь, как Божий дар, всегда прекрасна, поскольку в ней есть любовь, красота и вдохновение».
Всегда поражалась, как много он успевает: руководит городским литобъединением, является автором-составителем альманаха «Вечерние огни». В 2005 году к юбилею Новотроицка была издана большая книга «Новотроицк: город и люди», автором-составителем которой был Анатолий. Еще одной стороной его деятельности является сценарная работа в ДК металлургов. По его сценариям проводятся все значительные городские праздники на сцене Дворца и на поле стадиона «Металлург». Многие его спектакли вошли в репертуар народного театра драмы.
«Чувство родины»
Бывает, смотришь на человека и пытаешься определить его главную, превалирующую черту, угадать, что им движет. Мне кажется, для Анатолия главное понятие в жизни – «Родина», «род». Где бы он ни был, какие бы океаны ни бороздил, его гаванью всегда оставалось Оренбуржье, Новотроицк – его родина, дом. Как трепетно говорит он о ней:
– Чувство родины всегда живёт в душе человека. Мое родное село – казачья станица Гирьял, основанная в 1742 году. Сколько поколений казаков прожило в ней от рождения до смерти, покидая станицу только во время военных походов. Хочу привести цитату из заметки под названием «Чувство родины», которая вошла в мою книгу «Нет без родины человека»: «Когда умер мой дед, мы перевезли бабушку из села в город. Здесь её ждали и внимание, и уход, и телевизор, и скамейка во дворе для общения с соседками. Но уже через полгода она начала рваться обратно в родное село: «Увезите меня, ради Бога! Пусть я буду сидеть в чуланчике без окон, без дверей, в темноте, но только на родине». После таких заявлений мы вынуждены были снова купить домик в деревне. Там она и умерла в возрасте 86 лет».
Вот этот крик души: «Пусть я буду сидеть в чуланчике без окон, без дверей, в темноте, но только на родине», – я тогда не понимал. А сегодня сам хотя бы на две-три недели стараюсь приехать в родное село, в старый дом, которому больше ста лет. Здесь, на родине, в одиночестве мне нужно провести хоть какое-то время, иначе на сердце становится тоскливо.
Даже в будущей вечной жизни,
где не станет уже границ,
каждый в сердце своем отчизну,
как святыню, будет хранить.
Так уже повелось от века,
и менять ничего не спеши:
нет без родины человека,
как без сердца и без души!
Родина от слова «род»
Мы часто слышим: «Дети – продолжатели рода». У кого-у кого, а у Анатолия продолжателей много. Пятеро детей, что в наше время совсем нетипично. Я вспоминаю, когда у него родились последние Алеша с Танечкой, мы с коллегами пошли поздравить его и жену Наташу с прибавлением в семействе. Приходим, смотрим: лежат на кровати два крохотных кулечка, посапывают. И вдруг из соседней комнаты появляются еще трое ребятишек. А это чьи? Наши. Мне, по причине беспросветной молодости, казалось, что у поэтов не может быть столько детей. Не понимала и того, что, чем больше детей, тем больше в доме счастья.
Толя оказался очень чадолюбивым отцом. Вместе с Натальей они вырастили и выучили хороших ребят. Жили, прямо скажем, небогато. Но тепла и любви в доме было через край. А каким он стал дедом!
– В 2010 году родился первый внук Алёша. Первые шаги, первые слова и невероятная привязанность к деду, естественно, с полной взаимностью. У меня порой возникало чувство, что часть моей души переселилась в его маленькую душу. Вслед за Алёшей появились и другие внуки: Антоша, Ванечка, София, Мишутка. К сожалению, у меня нет возможности уделять всем внукам достаточно времени, но по мере сил я стараюсь принимать участие в их жизни.
Ни минуты покоя
Уже шесть лет, как Анатолий Тепляшин ушел из «Гвардейца», так сказать, «на заслуженный отдых». Но творчество, и весьма успешное, продолжается:
– Во-первых, участвовал в антологии «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!..», публиковался в альманахе «День поэзии». В 2015 году получил Всероссийскую литературную Пушкинскую премию «Капитанская дочка». И, наконец, осенью 2016 года я выпустил книгу «Нет без родины человека», куда вошли стихотворения последних лет и некоторые философские заметки из цикла «Точка опоры».
Задаю Анатолию традиционный, почти штампованный вопрос о планах на будущее. И слышу ответ совсем в тепляшинском духе:
– Без всякого жеманства говорю, что никаких планов на будущее у меня нет. Некоторые свои мысли и в стихах, и в прозе я стараюсь реализовать в сценарной работе, некоторые вещи уходят в центральные или областные издания. Своеобразной трибуной, и не только для меня, остаётся альманах «Вечерние огни». Но жизнь продолжается, а в ней есть и счастливые, и печальные моменты. Когда у тебя пятеро детей и пятеро (пока) внуков, о себе порой и забываешь.
Антонина ОВСЯННИКОВА.
источник: сайт газеты "Гвардеец труда"
|