О новой книге Александра Цирлинсона «По вечному кругу»
К 75-летию члена Союза писателей России
А.Цирлинсона вышла новая книга поэта «По вечному кругу». С одной
стороны, это итоговый сборник, который включает в себя избранные стихи
из ранее изданных, но с другой – новое произведение, поскольку в книгу
вошли неопубликованные стихотворения, написанные за последние годы.
Эту творческую альтернативу издания вольно или невольно осознает и
подчёркивает сам автор. В одном из последних стихотворений он взмолился:
О, как мне, Господи, трудно
Влачить свою бренную плоть.
Я странник дороги людной.
Дай мне покоя, Господь.
Но уже в следующем, итоговом стихотворении сборника заявляет:
Не надо подводить итоги –
Жизнь всё расставит по местам.
А в мире есть еще дороги,
Которые мне по годам.
Печальные и даже трагические ноты в лирике звучали всегда, более того,
именно эти ноты и придают особую пронзительность лучшим лирическим
произведениям.
Предисловие к сборнику А.Цирлинсона «По вечному кругу» его редактор, наш
земляк, поэт Геннадий Красников начал такими словами: «Вообще-то о
поэте Александре Цирлинсоне писать легко и даже весело, потому что сам
он человек лёгкий, незлобивый, отзывчивый, ироничный, с хорошим чувством
юмора и, как настоящий поэт, – с изрядной долей детской наивности, той,
которую Пушкин называл простодушием… К тому же его легко цитировать,
открывай книгу на любой странице – не ошибёшься – обязательно встретишь
лаконичную строку, интересную мысль, неожиданный поэтический ход,
запоминающуюся картинку, интонацию, деталь…»
Поскольку именно в цитатах я ограничен рамками короткой рецензии,
постараюсь сказать о главном. И в первую очередь, об интонации. Это
действительно удивительная особенность лирических стихотворений
Александра Матвеевича. Конечно, поэт пишет для себя, следуя порыву
собственного сердца. Но, в отличие от некоторых «небожителей», он
никогда не забывает о читателе. В стихах А.Цирлинсона множество прямых и
косвенных обращений к нему. Чаще всего это обращения к любимой женщине,
к читателю-другу, единомышленнику, иногда – это призыв к полемике, к
спору, порою – обращение к незнакомым людям, которые могут случайно
открыть книгу его стихов.
Вы – о любви? Я тоже о любви.
И в жизни нет проблем важней на свете…
При чём тут возраст, если вдруг
Душа запела?
Пусть усмехаются вокруг:
Мол, как посмела!
Советуют не волноваться.
А я волнуюсь. Я – волнуюсь.
Я зову сердца повинуюсь
И не хочу другим казаться…
Таких примеров очень много. Даже если прямого обращения нет, оно всё
равно подразумевается. Поэт не разговаривает сам с собой, он окружён
людьми, к ним обращены его слова, на их реплики, усмешки или советы он
отвечает. Им он пытается сказать о том, что сокрыто в его душе. Зачем? А
зачем все мы, пишущие и не пишущие стихи, реагируем на злые или добрые
слова незнакомых и знакомых людей? Зачем нам хочется, чтобы ценили наш
труд? Зачем мы ищем друзей? Зачем мы просим внимания и тепла? Мы люди,
мы живем рядом друг с другом, мы не можем друг без друга. И если тебя
Бог наградил поэтическим, художественным или музыкальным даром, тебе
хочется одарить им других людей. Ведь дар и подразумевает отдачу,
подарок. Окажись самый гениальный поэт на необитаемом острове и знай он,
что никогда оттуда не выберется, он не напишет ни одной строчки. Такова
природа творчества – дарить.
Понятное дело, что многим людям твои подарки не нужны. Особенно в наше
время, когда в основном ценятся вещественные проявления внимания. Но к
счастью, поэтическое слово еще не потеряло своей цены. Настрой на
читательское внимание и интерес, на читательское сердце, отличает многие
стихи А.Цирлинсона и определяет их удивительную интонацию. Это исповедь
и откровение, спор и задушевная беседа. Это уважительное отношение к
уму и сердцу читателя, к его чуткости и благородству. Понять – значит
стать равным. Конечно, тут нужна мера, которая определяется мудростью и
чувством иронии. Поэт не хватает читателя за рукав, как навязчивый
спутник. Он ждёт не внимания и почитания, а отклика и понимания. Каждый
вправе не отзываться на его стихи, каждый вправе их критиковать или
обходить молчанием. Но тот, кто откликнется на них, откроет для себя не
только душу поэта, но и часть своей души. Ведь очень часто поэты
высказывают то, что мы сами чувствуем в себе, но не можем высказать.
И где-то за туманом мой причал.
И край земли.
И в ярких гроздьях звёзды.
Послушайте! Я вам не всё сказал.
Но доскажу. Даст Бог. Пока не поздно…
К счастью, еще не поздно и поэту высказать свои сокровенные мысли, и нам
еще не поздно высказать ему слова любви и благодарности.