Как
только речь заходит о тарифах, в обществе начинается волнение. Понятно
почему: ни разу нам не сообщили, что, к всеобщему удовлетворению, они
наконец-то снизятся – только растут и растут. О повышении цен на проезд в
общественном транспорте заговорили несколько месяцев назад. И, вынося
этот вопрос на повестку дня, депутаты понимали, что берут на себя
большую ответственность. Жаркие споры, сдобренные большой порцией
эмоций, разгорелись на предварительном обсуждении вопроса в депутатских
комиссиях. Надо было либо соглашаться с новыми тарифами, либо
закладывать в бюджете больше средств на дотацию, либо предлагать
альтернативный вариант, которого, к сожалению, не оказалось.
На горсовете у некоторых депутатов возник вопрос:
как администрация воспринимает такой шаг? Присутствовавшая на заседании
глава города Галина Чижова пояснила:
-- Мы неоднократно обсуждали вопрос о повышении тарифов и всегда
старались, чтобы их рост, с одной стороны, был ограничен и, с другой --
соответствовал тем экономическим параметрам, которые складывались в
экономике страны и региона. Мы урезали даже те тарифы, которые были
заверены органами регулирования. Сегодня на покрытие убытков предприятия
запланировано 19 миллионов рублей.
В этом году налог вырос на 8 процентов. А мы МУП «Новэлект» ничего не
дали, хотя у них соответственно и свои затраты выросли. Постоянное
сдерживание тарифов на проезд привело к тому, что трамвайщики сегодня на
грани банкротства. Приставы описали имущество. Мы ездили в Оренбург,
чтобы решить вопрос и с приставами, и с налоговиками. Предприятие
социально направленное, лишив его возможности работать, мы просто
парализуем весь город. Надо бы в бюджете закладывать на 10 миллионов
больше средств, но где их взять? Город не в состоянии в полном объеме
дотировать трамвайное управление. Поэтому повышение становится
неизбежным. Кстати, в Оренбургской области у нас самые низкие тарифы на
проезд общественным транспортом.
При одном «против» депутаты приняли тарифы. Однако рекомендовали
В.П.Леонтьеву разработать мероприятия по выводу МУП «Новэлект» из
кризисной ситуации, представить их в постоянную комиссию по
жилищно-коммунальным вопросам, торговле, экологии, а в марте 2012 года
отчитаться на горсовете, дал ли рост тарифов прибавку в доходную часть
бюджета предприятия.
Один проголосовавший против – депутат по избирательному округу №5
Александр Иванов. Захотелось услышать и его точку зрения. Только не
эмоциональную, а конкретную: почему, хоть и остался в меньшинстве,
голосовал против.
-- Я голосовал против принятия новых тарифов. И
вот почему. Прежде всего, меня не убедили экономические расчеты, --
отметил депутат. -- Как заявляет директор, предприятие хочет получать
примерно 7 миллионов рублей чистой прибыли именно за счет повышения
тарифов. Но это решение в большей степени сыграет на руку частным
перевозчикам. Я разговаривал с некоторыми из них: они стоимость проезда
повышать не собираются. А теперь посмотрите: 9 рублей -- трамвай, 11
рублей -- автобус (который нужно ждать) и 10 рублей -- «ГАЗель»,
интервал движения ее намного меньше, и тариф предпочтительнее. В любой
момент владельцы маршруток готовы выпустить на линии дополнительные
авто, и пассажир пойдет к ним.
Тариф в 11 рублей на автобус очень неудобен с практической стороны.
Далеко не у каждого будет в кармане плата «без сдачи». А чтобы с двух
десяток дать девять рублей сдачи – представляете, сколько металлических
монет надо возить с собой. «Газелисту» такая головная боль не нужна, он
больше будет иметь с 10-рублевым проездом.
Еще один аргумент. У нас себестоимость одной поездки выше, чем, скажем, в
Оренбурге или в Орске. Там за такие же деньги можно ездить час и даже
больше, у нас – от силы полчаса, и пересечешь весь город.
Надо искать другие пути повышения доходной части. Я не раз говорил, что у
нас нет муниципального маршрута Уральская – Зеленая. Почему бы его не
открыть?
Повышение тарифов вряд ли даст прибыль, в лучшем случае коллектив сработает «на ноль».
Общественный транспорт везде и всегда был убыточным. Мы, конечно, будем
закладывать дотации МУП «Новэлект», но кардинально это вряд ли изменит
ситуацию. Поэтому необходимо активное встречное движение со стороны
«Новэлекта».