«Приоритетные
направления модернизации региональной системы образования в условиях
реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» -
тема главного педсовета года, прошедшего в Новотроицке, и состоявшегося в
его рамках пленарного заседания, на котором собрались после работы на
отдельных маршрутах все участники августовского совещания.
С докладом о региональной политике в сфере образования на заседании
выступил губернатор Юрий Берг. На основных направлениях модернизации
подробно остановился в своем слове министр образования Оренбургской
области Вячеслав Лабузов. О решении задач современного образования в
Новотроицке доложила глава города Галина Чижова. Генеральный директор
издательства «Просвещение», руководитель группы разработчиков
федеральных государственных образовательных стандартов Александр
Кондаков рассказал участникам совещания о работе над новым федеральным
законом об образовании и основных его положениях. Духовно-нравственному
воспитанию школьников было посвящено выступление митрополита
Оренбургского и Бузулукского Владыки Валентина.
Юрий Берг, губернатор Оренбургской области
-- Августовские совещания учителей всегда вызывают широкий общественный
интерес, становятся местом проведения свежих новаторских идей, путей
дальнейшего совершенствования региональной системы образования. Накануне
мы отметили лучших из лучших педагогов области, вручив им ключи от
автомобилей, но особого внимания и поощрения заслуживает труд каждого из
вас.
В прошлом году у нас не было возможности вручить учителям достойный
подарок к новому учебному году. На прошлогоднем совещании я обещал вам
такую возможность изыскать. Рад сообщить, что Законодательным Собранием
бюджет области уточнен в сторону увеличения и 300 млн. рублей направлено
на повышение заработной платы учителям общеобразовательных школ с 1
сентября текущего года. С 1 ноября аналогичное повышение зарплаты
предусмотрено работникам учреждений дополнительного и дошкольного
образования.
Подготовить граждан, способных обеспечить решение задач завтрашнего дня,
невозможно без кардинальных изменений в школе. Этому должна
способствовать модернизация системы образования, основой которой стала
национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В текущем
году в области немало сделано для реализации ее основных направлений. Из
областного бюджета на развитие образования выделено около 19 млрд.
рублей, что на 2 млрд. больше, чем в 2010 году. Ведется строительство 8
дошкольных учреждений и 4 школ.
Важнейшая задача современной школы – создание надлежащих условий для
пребывания учащихся. Родители должны быть уверены в том, что их дети
находятся в безопасности. В образовательных учреждениях области
завершается работа по подготовке зданий и помещений к началу учебного
года. На реализацию противоаварийных мероприятий в учреждениях общего
образования при подготовке к новому учебному году в 2011 году из
областного бюджета предусмотрена субсидия в размере 287,5 млн. рублей,
доля софинансирования из местных бюджетов -- 99,4 млн. рублей.
Следует позаботиться и о готовности транспортных средств, осуществляющих
перевозки детей. На трассы должны выйти 411 школьных автобусов. Многие
из них требуют гарантийного и технического обслуживания, которое сегодня
проводится в областном центре. Министерству образования необходимо
рассмотреть вопрос об открытии сервисных центров по гарантийному
обслуживанию школьных автобусов в городах и районах.
Мы должны отметить позитивную динамику показателей качества обучения
учащихся. Об этом говорят итоги ЕГЭ, которые в этом году лучше
прошлогодних. На днях мы провели чествование педагогов, обеспечивших
высокие показатели в подготовке учащихся к олимпиадам и ЕГЭ. Премии
вручены педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров
заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников и региональных
олимпиад по татарскому, башкирскому языкам и литературе в размере 30
тысяч рублей. Педагогам, подготовившим выпускников, показавших
результаты ЕГЭ 100 баллов, -- 25 тысяч рублей, с результатом ЕГЭ от 95
до 99 баллов – 15 тысяч рублей. Всего премии получат 250 учителей.
Благодарю педагогов, руководителей управлений образования за четкую
организацию и слаженную работу при проведении ЕГЭ. В то же время хочу
предостеречь от излишней эйфории. Нам есть над чем работать: в 23
муниципальных образованиях средний балл по русскому языку ниже
регионального, в 18 муниципалитетах – по математике, в 19 – по физике и
в 24 – по биологии.
Правительство Российской Федерации утвердило размеры субсидий регионам
на осуществление программы модернизации системы общего образования.
Нашему региону выделено 326 млн. 883 тысячи рублей. Средства должны
пойти на приобретение оборудования, транспортных средств для перевозки
учащихся, развития школьной инфраструктуры, а также на повышение
зарплаты учителям. Министерству образования области, руководителям
муниципальных образований необходимо принять меры к эффективному
использованию выделенных средств в соответствии с законом. Недопустимо,
непростительно, если деньги не будут пущены в дело и вернутся в бюджет.
Перед нами поставлена задача довести зарплату учителей до размера
средней зарплаты в сфере экономики.
Достаточно острой и актуальной для области остается проблема
малокомплектных школ. За последние 3 года в основном в сельской
местности закрылась 141 школа, количество учащихся сократилось на 18100
человек. В настоящее время 460 школ Оренбуржья (42% от общего числа)
являются малокомплектными. Начальных школ с наполняемостью до 10 человек
– 37, основных школ с наполняемостью 40 человек и менее – 183, средних
школ с наполняемостью 100 и менее человек – 241. Наибольшее количество
малокомплектных школ в Асекеевском, Грачевском, Северном, Бугурусланском
районах. Сумма расходов на 1 учащегося в год в таких школах в разы
превышает среднее содержание по области. Это приводит к увеличению
неэффективных расходов и требует особого внимания и принятия
соответствующих мер. Одна из важных стоящих сегодня задач -- оптимизация
профессионального образования и улучшение его практической
направленности. До сих пор многих молодых специалистов на производстве
приходится переучивать заново. Далеко не всегда выпускники знают место и
характер своей будущей работы. Профессиональное обучение должно быть
четко ориентировано на практику. Нужны специальные программы развития
системы трудоустройства на вузовском, межвузовском и муниципальном
уровне. Сами учебные заведения должны создавать структурные
подразделения, оказывающие разностороннее содействие своим выпускникам.
12-й год в области реализуется программа целевой контрактной подготовки
специалистов за счет средств областного бюджета – «Губернаторский
набор». Она направлена на обеспечение предприятий и организаций
агропромышленного комплекса, учреждений образования и здравоохранения
сельских районов и малых городов квалифицированными кадрами. За эти годы
было подготовлено и направлено на работу 1216 специалистов. В настоящее
время в 6 вузах области на условиях целевой и контрактной подготовки
специалистов за счет средств областного бюджета обучаются 628 студентов.
Заказчиком на подготовку специалистов выступают органы местного
самоуправления, которые предоставляют студенту возможность прохождения
практики на территории муниципального образования, обеспечивают
трудоустройство выпускника по окончании учебы. В этом году в рамках
программы губернаторского набора состоялся седьмой выпуск специалистов,
дипломы получили 215 человек. Но беда в том, что выпускники не являются
к месту своей работы. Многие за неуспеваемость отчисляются.
Спрашивается: как же мы подбираем кандидатов на этот набор. Непонятно,
для кого мы готовим специалистов за счет средств областного бюджета, это
же самое что ни на есть расточительство. Надо серьезно подойти к
подбору контингента для обучения по губернаторскому набору, ужесточить
контроль за трудоустройством выпускников. Территории, которые не
позаботятся об этом, будут исключены из программы.
Дошкольное образование. Охват им детей в области составляет 69%. Только в
текущем году планируется ввести 2 новых детских сада, вернуть в систему
дошкольного образования 17 зданий. Это позволит дополнительно создать в
детских садах более 2400 мест и снизить очередность на 11%. Наша задача
-- к 2015 году снять проблему нехватки мест в детских садах. В каждом
муниципальном образовании должна быть четкая программа по развитию
системы дошкольного образования. Особое внимание следует обратить и на
модернизацию. В рамках федеральной программы на эти цели из бюджета
страны в область будут направлены средства на повышение квалификации
руководящих и педагогических работников детских садов.
Перед началом нового учебного года всегда актуален вопрос обеспечения
школьной учебной литературой. За последние два года финансирование
закупок учебников для школ из областного бюджета увеличилось более чем в
4 раза. Это позволило значительно улучшить ситуацию с обеспеченностью
школьников учебными пособиями. В нынешнем году министерство образования
области заключило контракт на поставку более 413 тыс. экземпляров
учебной литературы, что составит более 76% от потребности. Это помимо
закупок за счет муниципальных средств. Бесплатными учебниками будут
полностью обеспечены первые классы общеобразовательных школ, а также
учащиеся из социально незащищенных слоев населения. Впервые за последние
несколько лет существенно обновлен фонд учебников для специальных
(коррекционных) образовательных учебных заведений.
В заключение Юрий Берг поздравил присутствующих на заседании и в их
лице всех работников образования с наступающим новым учебным годом,
пожелал счастья, терпения и творческих успехов.
Вячеслав Лабузов, министр образования области
-- Сегодня мы можем с уверенностью заявить, что в решении задачи
модернизации образования возросла творческая активность педагогов. За
время реализации национального проекта «Образование» в конкурсах приняли
участие около 1500 учителей и 445 школ. Фактически каждая третья школа и
каждый 12-й учитель являются участниками инновационной деятельности.
Активно ведется внедрение современных информационных технологий. В 2010
году школьный компьютерный парк области пополнился на 1732 единицы. В
результате уровень оснащенности образовательных учреждений компьютерной
техникой возрос и составил 13,4 учащихся на один персональный компьютер.
Большая работа проведена по повышению требований к скорости и качеству
доступа образовательных учреждений к сети Интернет. Успешно реализуется
проект по дистанционному обучению детей-инвалидов. На базе двух центров
дистанционного обучения в Оренбурге и Орске получают образование в
дистанционной форме почти 240 человек данной категории. До конца
текущего года эту возможность получат еще 250 детей.
Осуществляются меры по поддержке талантливой молодежи, продолжает
развиваться олимпиадное движение. В апреле наша область приняла у себя и
выступила организатором проведения заключительного этапа Всероссийской
олимпиады школьников по физике, участниками которой стали 227 школьников
из 68 регионов.
Сегодня в системе образования ключевыми являются слова: «новый»,
«новое». Новым должно стать все: и облик школы, и ее инфраструктура, и
методы обучения и воспитания, и учитель – главный ресурс инновационного
развития школы.
С 1 сентября во всех школах области начнется отработка новых стандартов
начального общего образования. Образование нового качества будут
получать около 22 тысяч первоклассников, одновременно в
экспериментальном режиме три школы Сакмарского, Сорочинского районов и
г.Оренбурга будут осуществлять поэтапный переход на федеральный
государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования.
В школах важным направлением деятельности должна стать организация
системной работы по преодолению пробелов в знаниях обучающихся. Пора
всем задуматься, что важнее: фиктивная успешность обучающихся или
реальная картина состояния дел. Итоги экзаменов требуют серьезного
анализа, потому что наряду с удовлетворительными оценками, например, по
русскому языку в седьмых классах, мы получили 56% слабых результатов.
Вместе с тем на фоне достаточно слабых результатов имеются территории,
где результаты в целом по параллелям сомнительно высокие и достигают
100%. В первой четверти предстоящего учебного года нами будут внесены
изменения в положение о региональном экзамене. В частности, выставление
итоговых отметок по его результатам. Кроме того, уже в сентябре
управление контроля и надзора начнет мероприятия по изучению уровня
знаний учащихся тех территорий, которые показали лучшие результаты на
региональных экзаменах.
Актуальная тема – организация дистанционного образования. Особенно важна
она для нашего региона, где много малокомплектных школ.
Нам предстоит продолжить работу по внедрению электронной системы
предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере
образования. Одной из актуальных услуг является предоставление
информации о текущей успеваемости, ведение электронного дневника и
электронного журнала. В этом году мы решили впервые провести областной
конкурс на лучший отдел образования по информатизации муниципальной
образовательной системы.
Изменения коснутся и системы начального и среднего профессионального
образования. Требованием, включаемым в новые федеральные стандарты на
всех уровнях профтехобразования, является вопрос интеграции
профобразования в производство и бизнес-структуры. Эффективным
инструментом интеграции должно стать активное участие учащихся и
студентов в работе базовых и профильных предприятий, производственных
лабораторий.
Развитие начального профессионального образования и повышение его
качества во многом зависит от кадрового обеспечения. Оно не радует. 1468
человек, или более трети всех работников системы НПО, не имеют высшего
профессионального образования. 651 человек имеет такой же уровень
профессионального образования, какой получают выпускники, т.е.
начальное. 428 человек (9%) окончили только среднюю школу. Поэтому будет
продолжена работа по обновлению программ и методик повышения
квалификации и переподготовки преподавателей и мастеров
производственного обучения.
Галина Чижова, глава муниципального образования город Новотроицк
-- Система образования является одним из наиболее эффективно и динамично
развивающихся направлений и занимает полноправное место среди наиболее
значимых социально-экономических приоритетов города. Она была направлена
на решение следующих задач: создание условий для участия педагогических
коллективов в приоритетном нацпроекте «Образование», национальной
образовательной инициативе «Наша новая школа» и внедрении новых
федеральных государственных образовательных стандартов в начальном
общем образовании; выявление и развитие одаренных детей, талантливой
молодежи; подготовка к переходу образовательных учреждений на новые
организационно-правовые формы, выполнение комплекса мероприятий по
укреплению безопасности образовательных учреждений.
В течение учебного года 11 из 63 образовательных учреждений стали
автономными. Идет реорганизация школ и детских садов. Не скрою, проходит
она непросто. Одна школа ликвидирована, 9 общеобразовательных
учреждений и 2 детских сада преобразованы в структурные подразделения
базовых образовательных учреждений. Тем не менее, реорганизация имеет и
положительный итог. В городе произошло объединение трех учреждений:
детского сада, школы, лицея и создание на их базе нового учреждения –
лицея №1.
Детские сады в Новотроицке посещают 5100 детей. С целью обеспечения
жителей города услугами дошкольного образования в текущем году после
капитального ремонта откроется детский сад на 140 мест. В детсадах
города созданы условия для воспитания и обучения детей с ограниченными
возможностями – с нарушением зрения, сложными дефектами развития.
Профильным обучением охвачено 95% старшеклассников с использованием 12
направлений. Наиболее востребованными являются технологическое,
социально-гуманитарное, социально-экономическое. В 22 школах
осуществляется предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов.
В системе образования заняты 1362 педагогических работника. Из них
аттестовано на высшую и первую категорию 70% педагогов. Внедряется в
практику передовой опыт учителей города и области в сфере педагогической
и управленческой деятельности. 27 учителей являются в настоящее время
лидерами национального проекта федерального уровня, 3 воспитателя
детских садов – лидерами регионального конкурса.
В рамках социального партнерства «Школа – предприятие» проводятся
ремонтные работы в образовательных учреждениях. Ярким таким примером
является сотрудничество школы №17 с заводом хромовых соединений. Однако
предприятий, способных проводить подобную шефскую работу, в городе
немного. Поэтому в условиях дефицита средств местного бюджета помощь,
которую оказывает нам правительство области, особенно в этом году,
неоценима. Как руководитель города, я искренне благодарю за такую
поддержку.
Фото Виктора ШИТИНА.