Об этой проблеме говорят уже несколько лет не только в Новотроицке, но и в других территориях Оренбургской области: талантливые ребята после окончания школы поступают в вузы крупных российских городов и, как правило, назад не возвращаются. Нехватка квалифицированных инженерно-технических кадров становится все более ощутимой. И это происходит в то время, когда в области, и конкретно в Новотроицке, есть мощная база подготовки специалистов. Учить ребенка «дома» лучше с точки зрения и материальной, и психологической. Если выпускнику профессионального училища, техникума, колледжа, института будет гарантировано дальнейшее трудоустройство, можно с уверенностью сказать: кадровый голод будет преодолен.
Именно этой теме был посвящен семинар руководителей органов управления образования городов и районов восточной зоны Оренбуржья, проведенный в нашем городе. Участие в нем приняли вице-губернатор, заместитель председателя правительства Наталья Левинсон, министр социального развития Татьяна Самохина, министр образования области Вячеслав Лабузов, глава города Галина Чижова, директор по персоналу ОАО «Уральская Сталь» Рашид Ишмухаметов, специалисты управления образования.
Сегодня идут очень серьезные разговоры на уровне федерального министерства о создании в Оренбургской области комплекса непрерывного образования. А в Новотроицке уже есть первичные наработки в этом направлении: создается система «детский сад – лицей – вуз», имеет традиции сотрудничество ПУ-5, политехнического колледжа и МИСиСа с ведущим предприятием города – металлургическим комбинатом. Этим и объясняется, почему местом проведения семинара стал именно наш город.
-- Талантливых ребят у нас много, -- говорит Вячеслав Лабузов. – Мы научились работать с неуспевающими. Теперь на очереди – повышение качества обучения. В областном центре работает областная школа для одаренных детей. Около 200 из них работают с преподавателями вузов. Это дает очень хороший результат: оренбуржцы успешно выступают на всероссийских олимпиадах, научных конференциях. Поэтому сегодня на уровне Министерства образования Российской Федерации обсуждается идея сделать Оренбург опорной площадкой по повышению качества образования. И вторая задача – удержать в области талантливых ребят. Для этого необходимо, чтобы наши вузы соответствовали требованиям и по качеству образования, и по качеству преподавания, но особенно важно, чтобы выпускникам гарантировалось дальнейшее трудоустройство. Сегодня в правительстве области разрабатывается программа, создана рабочая группа по закреплению кадров в регионе.
Тема семинара «Создание условий для получения качественного непрерывного образования». И лучший способ раскрыть ее – показать все наглядно, совершив своеобразную экскурсию по образовательным учреждениям.
Новотроицкая специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат – учреждение уникальное в своем роде не только потому, что здесь обучаются дети с проблемами в здоровье, но и потому, что их готовят к жизни, дают в руки ремесло, трудоустраивают. В 2011 году из стен школы вышло 27 ребят, все они получили место работы. Директор Людмила Гаврилова держит связь со многими предприятиями Новотроицка, Орска, Гая, куда потом направляются выпускники. Более того, школа выполняет заказы «Уральской Стали» на изготовление некоторых деталей, рабочей обуви. Это повышает в глазах ребят статус рабочей профессии. Назвать условия, созданные для воспитанников, хорошими – значит ничего не сказать. Отличные условия. Светлые просторные кабинеты и мастерские оборудованы всем необходимым. Участники семинара пришли в школу, когда занятия были в самом разгаре, заходили в мастерские, и ребята основательно, со знанием дела рассказывали, какие детали и для кого они изготавливают.
Уже одно то, что среди учащихся нет употребляющих наркотики и алкоголь, говорит о многом. Система воспитания и обучения позволяет выпускникам школы поступать в высшие учебные заведения, получать среднее специальное образование и найти свое место в жизни.
Второй корпус школы-интерната, который посетили гости, рождался очень трудно. Переоборудовать здание бывшего профессионального училища в полноценное специализированное образовательное учреждение можно было, только объединив усилия власти, министерства образования, главного спонсора -- «Уральской Стали» да железную хватку в хорошем смысле слова директора Людмилы Гавриловой.
-- Как вы оцениваете плоды коллективного труда? – задаю вопрос министру Вячеславу Лабузову.
-- Вместо ответа расскажу такую историю. В Черном Отроге планируется открытие аналогичной новотроицкой школы имени Виктора Черномырдина. Учредителями ее выступили москвичи, которые приехали со своим особым отношением к провинции. Мы для начала привезли их сюда, они посмотрели, и столичный апломб сошел мгновенно. Для них было настоящим открытием, что далеко от столицы могут быть такие школы, каких нет даже в крупных городах. Новотроицкая коррекционная школа по уровню материального обеспечения, воспитательному потенциалу – единственная в России. И это не преувеличение.
В стенах школы учащихся готовят по пяти рабочим специальностям: сварщик, плотник, мастер строительных работ, швея, слесарь. В скором времени будет введена еще одна специальность – помощник повара. Директор уже сейчас знает, где будут работать выпускники по окончании интерната. Школа – яркий образец, подтверждающий идею непрерывного образования, тем более для детей с проблемами в здоровье.
Новотроицкий политехнический колледж (в недавнем прошлом металлургический техникум) – одно из подшефных образовательных учреждений «Уральской Стали». Здесь обучается 850 человек по очной и 150 – по заочной формам обучения. В год в среднем выпускается 300 специалистов. Сегодня колледж дает образование по 11 специальностям. Такие, как «Электронно-вычислительные машины и комплексные системы и сети», «Теплотехническое оборудование» востребованы не только на металлургическом производстве, но и на любом другом, на селе.
С первого года существования колледж работает с металлургическим комбинатом на договорной основе. Это дает большие преимущества, главное из которых -- гарантированное трудоустройство по окончании учебы. По 9 из 11 специальностей трудоустройство 100-процентное. Это можно считать достижением обоих коллективов.
Базовое предприятие постоянно поощряет преподавателей и лучших учащихся. Каждый год 40 студентов получают стипендии управляющего директора комбината. Пока проходила экскурсия по колледжу, пришло сообщение, что размер ее повышен с 5 до 10 тысяч. Так что стимул хорошо учиться у студентов очень большой.
«Уральская Сталь» оказывает большую помощь в развитии лабораторной базы. Участники семинара смогли убедиться в этом воочию. Действующие модели металлургических машин и механизмов не раз представлялись на областных выставках технического творчества и всегда отмечались наградами, а в обычное время они используются как наглядные пособия при изучении спецдисциплин.
Велико участие металлургического комбината в решении социально-бытовых вопросов. Отремонтированные актовый зал, библиотека на 50 тысяч томов, удобный читальный зал уже используются в полном объеме. Студенческому общежитию участники семинара откровенно позавидовали: здесь созданы прекрасные условия для проживания и подготовки к занятиям, комнаты на 2-4 человека, в каждой -- холодильник. И что примечательно, места в общежитии предоставляются не только студентам дневной формы обучения, но и заочникам на период сессий, абитуриентам на время вступительных экзаменов. Здесь также живут молодые специалисты предприятия. Оба коллектива таким сотрудничеством дорожат.
Еще с одним вариантом непрерывного образования по формуле «школа – институт — предприятие» участники семинара могли ознакомиться в Новотроицком филиале Московского института стали и сплавов. Двадцать лет назад он создавался и до настоящего времени развивается благодаря сотрудничеству комбината, правительства области, администрации города. В первые годы готовил исключительно дипломированных металлургов. Сегодня из стен института выходят специалисты самого широкого профиля, способные применить полученные знания в разных отраслях народного хозяйства. Но по-прежнему руководство «Уральской Стали» одним из направлений сотрудничества считает участие своих специалистов в образовательном процессе (они читают студентам лекции, входят в состав аттестационных комиссий) и гарантированное трудоустройство выпускников, что делает далеко не каждый вуз.
В 2008 году институт одним из первых в России получил статус национального университета, теперь он носит официальное название Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». Это позволило запустить программу развития, получить значительные средства для обновления материальной базы, приобретения современного оборудования. За последние три года в рамках программы филиал получил порядка 14 миллионов рублей.
Преподавательский коллектив видит свою задачу в обеспечении квалифицированными кадрами предприятий нашего региона, сохранении в области молодежи. На востоке Оренбуржья большая концентрация предприятий, которым нужны специалисты, но, как выяснилось, руководители да и родители просто не знают, что совсем рядом, в Новотроицке, есть такой солидный вуз, дающий образование не хуже столичного, где 61 процент преподавательского состава -- доктора и кандидаты наук. Как сказал директор филиала Алексей Заводяный, у института есть возможность увеличить число бюджетных мест для выпускников школ региона. Чтобы ликвидировать этот пробел, в институте создана группа, которая ездит по территориям с целью профориентации школьников и заключения договоров с предприятиями.
МИСиС начинает тесно сотрудничать со школами, учащимися. На базе институтских лабораторий сегодня старшеклассники выполняют практические работы, требующие высокоточного оборудования. Ребятам гарантируется консультационная помощь высококвалифицированных специалистов. Уже готовится договор со школами № 17 и 23. Есть идея привлекать преподавателей МИСиСа к работе городских методических объединений.
Семинар в Новотроицке – один из серии аналогичных, организуемых министерством образования области в разных территориях региона. Собираются крупицы положительного опыта, которые лягут в основу будущей программы непрерывного образования, подготовки кадров для предприятий региона. Это свидетельствует о том, что демографическая стабилизация, подготовка и закрепление собственных кадров профессионалов глубоко волнует руководство Оренбургской области, которое видит наш край экономически сильным, с высоким интеллектуальным потенциалом.