Близится 65-летний юбилей города. Для всех нас Новотроицк - часть
жизни, а может, и вся жизнь. Мы нередко вспоминаем прошлое, воскрешая в
памяти наиболее значительные события. Поделитесь этими воспоминаниями,
уважаемые читатели. Полистайте свои семейные архивы. Наверняка в них
найдутся фотографии, которые расскажут об истории города. Все они
найдут место на страницах городской газеты. Публикации и
фотоиллюстрации помогут воссоздать историю Новотроицка, изучать которую
с интересом будет молодое поколение. Авторы лучших публикаций не
останутся без редакционных призов.
Первым слово берет Леонид Сидорович Щур, старожил города, участник
Великой Отечественной войны, почетный гражданин Новотроицка, с 1973 по
1987 год занимавший должности председателя исполкома горсовета и
первого секретаря городского комитета партии. Просматривая свой скромный архив, я случайно наткнулся на пожелтевший листок, где в 1974 году делал пометки о том, какие социальные вопросы мне, как председателю горисполкома, надо решать в перспективе. И понял, как ошибался, что не вел в свое время дневник и не сохранил кое-какие документы. В городе я не новичок, приехал сюда в 1947 году после демобилизации, работал на стройке, избирался депутатом горсовета, секретарем парткома строительного треста, вторым секретарем горкома КПСС. Так что до назначения председателем горисполкома городские проблемы знал не понаслышке. Положение председателя исполкома, а потом и первого секретаря горкома партии предоставляли большие административные возможности, и грех было не воспользоваться ими. Самым первым вопросом было строительство жилья, детских садов и школ. Чтобы решить его, пришлось объединить усилия власти, руководителей промышленных предприятий, строительных и монтажных организаций. Изыскивали любые возможности — долевое участие в строительстве, поездки в министерства и ведомства, поощрялось сверхплановое строительство. Так всем миром построили 12 586 квартир полезной площадью 635 553 квадратных метра, в том числе 1 286 квартир сверх плана, 17 детских садов на 3 590 мест, 5 школ на 5 040 мест (4 с плавательными бассейнами), 2 профтехучилища — №22 и №34, металлургический техникум. Новотроицк шагал в сторону Хабарного. Уже приобрел зримые очертания микрорайон. А вот кинотеатра здесь не было. Пришлось ехать в Госплан России (благо опыт уже был) и доказывать необходимость этого культурного объекта. Там долго противились: в центральных районах потребность в зрелищных учреждениях выше. Но мы стояли на своем — и в 1982 году в городе появился кинотеатр с металлургическим названием «Сталь». В те годы все бытовые службы располагались в бараках, разбросанных по всему городу, что не соответствовало ни потребностям населения, ни современному уровню развития сферы услуг. Идею строительства настоящего Дома быта поддержал директор завода хромовых соединений Геннадий Яковлевич Аликин, выделив из заводских средств 20 тысяч рублей на задел объекта. Это было нарушением, но его «не заметила» управляющая отделением Стройбанка Анна Павловна Мельниченко. И мы получили веское основание просить в области деньги на окончание строительства. В 1983 году Дом быта вступил в строй. Город испытывал крайнюю нехватку телефонов. Министерство связи занимало позицию «постройте здание, а начинку дадим». Мы с Александром Михайловичем Великановым (он тогда был первым секретарем ГК КПСС) подключили к этому делу ОХМК — и по переулку Студенческому построили здание на 3 тысячи номеров. Пригласили зам. министра связи Клочкова. Убедившись, что здание есть, министерство выделило оборудование. Но эти мощности не решали проблему в целом. Тогда мы занялись поиском проекта типового здания на 10 тысяч номеров. А тем временем по переулку Студенческому сделали пристройку еще на 1 тысячу номеров и в третьем микрорайоне построили здание на 1 тысячу номеров. АТС на 10 тыс. номеров закончили в 1988 году. Теперь можно было перевести дух. В те годы стала остро ощущаться нехватка пассажирского транспорта. Если грузовые перевозки в основном осуществляли сами предприятия, то с пассажирскими все было сложнее. Трамвайное хозяйство находилось на балансе ОХМК и располагалось в районе старого заводоуправления и коксо-химцеха. Это было временное сооружение, и удовлетворить развивающийся город оно не могло. Да и трамвайные пути доходили только до строительного техникума. В работу включились все: горком партии, горисполком, предприятия. Основной «движущей силой» был начальник трамвайного депо Яков Соломонович Гершкович. Он ездил в проектные институты, министерства, доказывал необходимость полноценного трамвайного управления. И усилия наши увенчались успехом. В 1979 году введен в эксплуатацию комплекс сооружений трамвайного депо на 100 единиц подвижного состава, а также проложены пути на Западный до колхозного рынка, в микрорайон до базы ОРСа. Сложнее было с автобусами и такси. Технику министерство через облуправление выделяло, а гаражи, мастерские и другие помещения для обслуживания пришлось строить практически на народные средства, при участии всех предприятий города. Хорошо помогало руководство ОХМК, треста «Новотроицкме-таллургстрой», цементного завода, НЗХС, специализированных монтажных управлений. Но главную роль играли директора автохозяйства: Михаил Федорович Рубан, Исаак Давыдович Славин, Александр Николаевич Рогачев, Альфред Андреевич Старовойтов, Виктор Алексеевич Лещенко. Трамвайное хозяйство и пассажирское предприятие практически снимали вопрос доставки трудящихся к месту работы. Но нерешенными оставались проблемы междугородных перевозок в Орск, Гай, Медногорск, Оренбург, Актюбинск. В городе не было автовокзала, имеющийся ютился в приспособленном временном здании. Официальные обращения в область заканчивались безрезультатно: «В Орске автовокзала еще нет, а вы хотите в Новотроицке иметь». Пришлось искать обходные пути. Начальник областного управления пассажирского транспорта Н. А. Глазатов подсказал: на магистралях областного значения, по которым ходят ваши автобусы, можно строить автостанции, и они помогут средствами. Мы обосновали свое письмо в область, приобрели проект типового здания и пошли «ходоками» по высоким инстанциям. Нас поддержало областное транспортное управление, зам. председателя облисполкома Анатолий Матвеевич Кокорин. В конце концов было выделено в счет дорожных отработок 200 тысяч рублей. Эти деньги покрывали только половину затрат. Остальные пришлось изыскивать на месте. Как бы то ни было, но в 1979 году автовокзал со всеми удобствами: комнатами отдыха, кафе, залом ожидания, кассами — вступил в строй. А орчан-то мы опередили. (Окончание следует)
источник: газета "Гвардеец труда" 19 февраля 2010г.