БАРД, ВЫБИРАЮЩИЙ РОК Чем мерит жизнь человек творческий? Конечно же созданными произведениями: фильмами, книгами, персональными выставками и т.д. Такой творческой вехой для новотроицкого автора-исполнителя Андрея Лебедева стал выход сольного альбома «Ом». В ушедшем году Андрей провел концерты-презентации в Новотроицке, Орске, Гае и Энергетике. Молодой слушатель восточного Оренбуржья тепло принял новинку, ведь автор общается с аудиторией на понятном ей музыкальном языке - языке рок-н-ролла.
Даже не верится, что еще несколько лет назад Лебедев не считал себя рок-бардом, исполняя незамысловатые песенки в типичной туристско-кос-тровой манере. Андрей был обласкан мэтрами жанра, успехи на бардовских фестивалях сыпались один за другим: дважды побеждал на «Бабьем лете» в Орске, дважды завоевывал приз зрительских симпатий в Кувандыке, занимал II место на фестивалях «Гаудеамус-2000» (Оренбург) и «Эпицентр добра-2002» (Тоцк).
Но чем явственнее в песнях Лебедева слышалась стилистика рок-н-ролла, тем сильнее жюри бардовских фестивалей поворачивалось к Андрею... спиной. «Ваши песни — неформат», «Мы боремся за чистоту жанра», «Для рок-бардов существуют рок-фестивали» — эти обидные реплики больно ранили душу моего героя.
Поначалу поющий рокер не сдавался, пытаясь доказать ревнителям чистоты жанра авторской песни право на свободу творчества, в том числе свободу исполнять песни в том стиле, который ему ближе.
Но невозможно вечно биться о стену непонимания. Постепенно накапливалась усталость. Андрей даже обрадовался переходу на 12-часовой график работы (Лебедев трудится резчиком горячего металла в ЛПЦ-1 «Уральской Стали»). Теперь волей-неволей приходится пропускать бардовские фестивали по самой что ни на есть уважительной причине: «Производственная необходимость».
К счастью, одна фестивальная отдушина у Андрея все же осталась. Я имею в виду всероссийские конкурсы авторской песни, ежегодно организуемые Горно-металлургическим профсоюзом России. В 2007 году такой конкурс состоялся в городе Железногорс-ке (Курская область). Жюри там не вдавалось в стилистическую окраску каждого исполнителя. Поет свою песню под собственный аккомпанемент? Конечно! Гитара акустическая? Разумеется! Значит, бард, а «кислотность» неважна. Можем спецприз «За чистоту жанра» вручить и рок-барду.
Именно с таким трофеем Андрей вернулся из Железногорска. Участием в фестивале Лебедев остался очень доволен, благодарил председателя профкома «Уральской Стали» Марину Калмыкову и депутата областного Законодательного собрания Валерия Некрасова.
— Андрей, почему тебя в рок потянуло? Пел бы и дальше в кондовой манере КСП...
— Понимаешь, в юности смотришь на мир через розовые очки, по-щенячьи радуешься жизни. Представь 16-летнего студента Оренбургского музыкального колледжа (именно в 16 я впервые срифмовал «кровь — любовь»), который очень рад тому, что его рукам послушен не только аккордеон (ему я отдал 10 лет жизни), но и гитара. Теперь ты душа любой компании, теперь можно сколотить свою группу и сочинять собственные песни. Но после 20 юношеский хмель проходит, розовые очки исчезают, постепенно начинаешь прозревать, в душе появляется трещина что ли, понимаешь правоту Владимира Семеновича Высоцкого: «Эх, ребята, все не так, все
не так, как надо...». Я просто не могу дальше петь безмятежные песенки (хотя это вовсе не означает, что из моих песен напрочь исчезли шутка и смех). Вроде и живу недолго, а ошибок успел сделать немало. Да и если бы хоть половина юношеских мечтаний сбылась. Примеры? Пожалуйста. Судьба, сведя меня во время учебы в Оренбурге с несколькими друзьями-музыкантами, разметала нас по разным городам. Так что из проекта собрать группу ничего не получилось. Тот, кто до самой старости видит жизнь только в мажоре, пусть продолжает творить в стилистике традиционной авторской песни. Я ничего против нее и ее представителей не имею.
— А почему альбом называется «Ом»? Причем тут великий немецкий физик?
— Когда в студенческие годы мы искали название для нашего музыкального коллектива, то любопытства ради сложили аббревиатуры наших учебных заведений: «Оренбургская медицинская академия» и «Оренбургский музыкальный колледж». Совпавшие буквы звучали «Ом». Да это же единица сопротивления! Согласитесь, понятия «рок-н-ролл» и «сопротивление» очень близкие. В память о нашей несостоявшейся рок-группе я и назвал свой второй альбом «Ом». Ведь задуман он был еще до милле-ниума.
В шуточной песне «Холодильник» лирический герой Лебедева говорит: «Прости, но мне уже не стать легендой русского рока». Я бы не утверждал это с полной уверенностью. Ведь Андрею всего 26...
автор статьи: Александр Проскуровский
газета "Металлург" от 10 января 2008г.