В Оренбургской области взят курс на
укрупнение муниципальных образований. При этом штатное расписание
муниципальных служащих будет пересмотрено в сторону уменьшения. Это –
прямая экономия для, прямо скажем, небогатого муниципального бюджета.
Юрий Берг считает, что откладывать реформу нельзя.
Нужно жить, а не выживать!
Губернатор Оренбургской области уже не раз одним из приоритетов работы
называл повышение качества и эффективности работы органов исполнительной
власти – и областного, и муниципального уровней. И четко назвал
причины, которые этому процессу препятствуют. В их числе – нескромное
количество муниципальных чиновников при низкой финансовой обеспеченности
их полномочий. В переводе на простой язык – главы сельских поселений,
где нет производства и налогов, с трудом набирают денег себе на зарплату
за счет дотаций области и ничем не могут помочь своим односельчанам в
решении их насущных бытовых проблем.
-- Откладывать реформу, необходимость, которой признают все -- от
политиков областного уровня до руководителей поссоветов, уже нельзя, –
сказал в одном из своих интервью Юрий Берг. -- Изменять границы
муниципалитетов будем ради того, чтобы малые села жили, а не выживали.
Губернатор пояснил, что в 2003 - 2005 годах, когда в последний раз
устанавливались границы, статус муниципального образования получили
десятки поселков с населением в 150-200 человек, где нет хозяйств,
предприятий, отсутствует социальная инфраструктура. Такое положение дел
не могло не отражаться на качестве жизни людей. И дальше будет только
хуже. Изменить ситуацию возможно, только укрупняя муниципальные
образования, делая их более самодостаточными.
Второй аспект муниципальной реформы – объединение городского поселения и
района в единый городской округ. Например, Сорочинск и Сорочинский
район, Абдулино и Абдулинский район, Гай и Гайский район. Сегодня в
отдельных территориях ситуация доходит до абсурда. Например, на один
Ясненский район три главы и столько же глав администраций - в районе, в
городе и в ЗАТО «Комаровский». «Там столько населения нет, сколько
начальников!» – считает глава региона.
Среди плюсов такого объединения: сокращение штата чиновников,
возможность комплексного подхода к развитию территорий, уход от
конфликтов в управленческом аппарате. В правительстве области сегодня
прорабатываются несколько пилотных проектов объединения и укрупнения
муниципалитетов, что позволит отработать процедуру, не допустить
коллапса в управлении и затем по известной схеме двигаться дальше.
Чиновников многовато
Стоило более детально вникнуть в проблему, как выяснилось, Оренбуржье --
лидер по количеству муниципальных чиновников по Приволжскому
федеральному округу.
По статистическим данным в органах местного самоуправления Оренбургской
области на начало 2012 года 6 397 муниципальных служащих. На каждые сто
тысяч жителей -- 316 муниципальных служащих! Нас слегка обогнала
Кировская область, где на сто тысяч жителей приходится 317 служащих. Для
сравнения: в Республике Татарстан этот показатель равен 144, в
Чувашской республике -- 195, в Башкортостане -- 201 человек.
Согласитесь, мы не самые богатые среди вышеназванных регионов, чтобы
содержать армию муниципальных служащих только ради того, чтобы была
возможность встретиться с главой на завалинке.
Все муниципальные образования, за исключением городов Бузулука и
Оренбурга, являются дотационными, то есть получают финансовую помощь из
областного бюджета.
В отдельных городских поселениях такие безвозмездные вливания со стороны
составляют до 90 процентов местных бюджетов. Буквально несколько
примеров. В Советском сельсовете Акбулакского района этот показатель
достигает 93,8 процента, в Сухореченском сельсовете Илекского района --
92,1 процента, Айдырлинском сельсовете Кваркенского района -- 93,1
процента! Получается, что на местах и не шевелятся, чтобы постараться
заработать себе на жизнь.
В свою очередь реформа предполагает, что объемы помощи из фондов
финансовой поддержки муниципальных образований, выделяемые из областного
бюджета, сокращаться не будут. Но пора уже распределять средства между
городами, поселками и селами более справедливо. Главное, что никакие
объединения-разъединения не скажутся на социальной поддержке граждан.
Слухи о том, что люди потеряют льготы, – просто страшилки.
Финансирование социальных обязательств зависит не от названия
муниципального образования, а от места постоянного проживания. И даже
если сельская территория в результате реформы присоединится к городскому
округу, статус сельской за ней сохранится, как сохранится и объем
финансирования, например, школы. Такое решение уже существует. А людям
хорошо бы понимать, что их социальные блага от количества местных
начальников никак не зависят.
Кроме того, позиция правительства области обозначена четко – если при
объединении сельсоветов появятся выпадающие доходы, то будет введен
переходный период – еще на два года - 2013-й и 2014-й - финансирование
сохранится на прежнем уровне.
Новое – это хорошо забытое старое
Оптимизировать муниципальное деление области заставляет сама жизнь.
Прежде всего потому, что не хватает квалифицированных управленцев,
отсутствует экономическая база для осуществления полномочий, многие из
которых и вовсе не разграничены, а функции попросту дублируются. То есть
и хотел бы сельский глава действовать в интересах населения, но средств
у него для этого нет. Да и откуда, если в среднем 70% бюджета – расходы
на содержание местного самоуправления! Или пример Сорочинска и
Сорочинского района, где на небольшое, по сути, число жителей приходится
два главы, два главы администрации, два отдела образования, два отдела
культуры… Разве не логичнее в сложившейся ситуации финансировать
конкретные действия в интересах населения, избавляться от дублирования,
содержать специалиста, выдающего те или иные справки?
Кстати, раньше, до 2003 года, до вступления в силу 13-го Федерального
закона, в нашей области насчитывалось 48 муниципалитетов, а сельсоветы
были их структурными подразделениями. А потом самостоятельных
муниципалитетов стало 614. Соответственно возрос и депутатский корпус.
На сегодняшний день в рядах представительной власти числится 6114
депутатов, из них 67 – на постоянной основе.
Подсчитали - убедились
В Оренбургском районе подсчитали – экономия при объединении только двух
сельсоветов составит порядка 25,0 млн. рублей в год. Неужели этим
деньгам не найдется полезное применение?
Разговоры о пользе укрупнения или разукрупнения можно вести сколь угодно
долго. А можно взять – и сделать это. И в пилотных проектах на практике
оценить все плюсы и минусы. Еще до конца года сельсоветы объединятся в
Красногвардейском, Матвеевском, Илекском, Октябрьском, Шарлыкском и
Тюльганском районах.
А противникам объединения следует помнить: экономические реалии таковы,
что рассчитывать на инвестиции от государства могут лишь те территории,
где есть планы развития, проведено территориальное планирование. А много
ли у нас таких территорий?
Галина КОВАЛЕНКО.
источник: сайт газеты "Гвардеец труда"
|