Новотроицк: вчера, сегодня, завтра.
Главная | | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 05.05.2024, 19:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Городские новости [840]
Пресс-центр ОАО "Уральская сталь" [451]
Пресс-служба футбольного клуба "Носта" [133]
О разном [76]
У нас на САЙТЕ и ФОРУМЕ [3]
По страницам истории [73]
События в области [82]
Случайные фото
Афиша
д/к "Металлургов"

Площадь
"Металлургов"


"Молодёжный центр"


кинотеатр "Молодёжный" киноафиша


площадь перед зданием  "Молодёжного центра"

Музейно-выставочный комплекс 



ЦГБ им.Горького (ул.Жукова, 4)



Площадь у администрации города


Стадион "Металлург"
.

Стадион "Юность"


Городской парк

Площадь возле Ледового дворца "Победа"


Площадка перед магазином М.ВИДЕО (ост.новка им. М.Корецкой)

Форма входа
Погода
закладки
Главная » 2015 » Январь » 11 » Скрипичных дел мастер
16:45
Скрипичных дел мастер

- Дед, а как ты скрипки делаешь, это ведь так долго и трудно? — спрашивал я у него не раз.

Не у каждого, кстати, родной дедушка скрипки делает. Мой дед Виктор Степанович Моторыкин по профессии был инженером-металлургом на ОХМК. А по призванию и велению души своей — скрипичных дел Мастер.
Задумавшись, оторвавшись от любимого дела, он отвечал на мой вопрос с особым теплом в голосе:
– Каждая скрипка рождается сначала в мечте, как картина или стихотворение, потом вырисовывается в чертежах и деталях, очень точных, почти ювелирных, их соединениях. И, наконец, последний, самый важный штрих: лакировка особым, собственного изготовления лаком из янтаря.

Я часто бывал в его мастерской, увешанной уже готовыми или частично готовыми скрипками. Они были изящными, блестящими и имели свои имена: Валерия, Ирина, Анатолия... Смотрел на точные, выверенные движения его рук и всегда удивлялся, как из кусочков дерева рождается очередное творение – скрипка, каждая со своим неповторимым голосом и судьбой.
А какой огромный арсенал инструментов он использовал для работы! Миниатюрные, до 2,5 сантиметра, рубанки, маленькие стамески, напильники... И над каждой скрипкой почти год упорной, кропотливой работы!

Однажды, в минуту отдыха, дедушка рассказал мне вот эту притчу. Издавна на Руси, в ночь на Ивана Купалу, молодые загадывали свои желания, бросая венки в воду, жгли костры, водили хороводы. А у реки, на поляне, шептались листвой деревья. У них тоже были свои тайные желания.
– Эх, сколько бы из моего ствола получилось отличных бочек для вина, – проскрипел
старый дуб.
– А я бы украсила в праздник любую городскую площадь, – горделиво воскликнула пушистая зеленая елочка.
– Душу бы отдал за то, чтобы скрипкой стать, – потянулся вверх ветвями клен. – Боже, пусть придет Мастер. Я за это и умереть готов.

И Мастер пришел. Он был голубоглаз, невысок ростом, с добрым лицом и улыбкой. Это и был мой дед, скрипичных дел мастер Виктор Степанович Моторыкин. Он давно искал клен, который мечтал стать скрипкой. Их желания совпали. Это была судьба.
Да, у моего дедушки удивительная судьба, просто уникальная. У каждого человека, даже у дерева, камня, пусть и не драгоценного, у лесов и гор, озер и рек тоже есть судьба, свое предназначение. Их нужно вовремя увидеть, открыть в себе, развить, выстоять в жизненных бурях и невзгодах, иметь большую силу воли и духа, чтобы многолетние поиски, упорная работа дали совершенные плоды.
И ведь неспроста дед стал скрипичных дел мастером. К достижению своей мечты он шел с юных лет, долгие годы через тернии. Целых двенадцать лет – таков его путь к первой скрипке! А музыка была в его жизни всегда: Виктор Степанович имел отличный музыкальный слух, прекрасно пел до того, как произошла ломка голоса, в музыкальной школе учился играть на фортепиано, гитаре, мандолине. Учась в Уральском политехническом институте, не пропускал ни одного симфонического или камерного концерта.
Уже став инженером-металлургом, окончил в музыкальном училище отделение настройщиков фортепиано. В Новотроицке, наверное, нет ни одного учреждения культуры и музыканта, куда бы и к кому бы не приходил мой дед «лечить» рояли, гитары, скрипки. Даже из Санкт-Петербурга однажды привезли к Моторыкину три альта, которые теперь успешно «гастролируют» по всему миру в составе симфонического оркестра.
Скрипачи из ансамбля «Созвучие» городской музыкальной школы играют на инструментах, сделанных Виктором Степановичем. Воспитанники педагога Натальи Козловой побеждали в международных конкурсах юных скрипачей в Болгарии, Чехии, Испании, Италии. Инструменты деда звучат в симфонических оркестрах Германии, Канады, Израиля, многих городов России...

В тридцать лет он перечитал всю литературу о скрипках и об известных скрипичных мастерах Гварнери, Страдивари, искал свой путь. «Это как добыча золота, — говорил он. -- Чтобы добыть маленький кусочек, свою золотинку, столько перелопатишь пустой породы! Но ни сил, ни времени не жаль, когда засияет на ладони драгоценная находка». И таких находок в жизни Мастера было немало.
После работы на металлургическом комбинате, а летом ещё и после трудов на садовом участке он спешил к очередной своей крестной дочке – скрипочке. И тут, за любимым делом, его душа раскрывалась и пела!
Я часто вспоминаю его добрые сильные руки, уверенный, спокойный голос. Дед всегда рассказывал о чем-то интересном, нужном:
– Знаешь, Степа, за что ценят человека? За его постоянное стремление к знаниям,
пытливый, настойчивый ум, творческий подход к своему делу, умение выполнять его как
можно лучше. И, конечно же, важно найти свое призвание. Как я – мои скрипочки, – всегда воодушевленно заканчивал он.
Вот что он говорил о своем необычном увлечении:
– С детства я любил запах дерева и стружки. Нравилось мастерить, все делать своими руками, увлекался не только музыкой, но и авиамоделизмом.
Но главным в его жизни были скрипки. Над ними он работал более тридцати лет! В архивах деда многочисленные расчеты пропорций, выписки из различных статей, научных разработок. Это была ежедневная кропотливая работа. Ведь для скрипок нужно было особое дерево — волнистый клен, который ему присылали из Краснодара, янтарь для лака – с Балтийского моря.

У нас в семье рассказывают такую историю. Как-то в ночную смену в электросталеплавильном цехе комбината, где мой отец Борис Викторович работал подручным сталевара, провели специальную «янтарную» плавку по особой технологии, разработанной дедом, чтобы получить лак, которым он покрывал свои скрипки.
Этому великому искусству скрипичных дел мастера учатся не один год, а всю жизнь. Но без душевного тепла, поддержки, понимания близких, уважения хороший инструмент не создашь. И все это было в нашей семье.
В доме моих дедушки Виктора Степановича и бабушки Светланы Дмитриевны всегда было тепло, уютно. Здесь радушно встречали каждого. Оттого за все доброе мы, дети и внуки, им от души благодарны.
На вопрос знакомых, коллег, друзей: «Как дела, Виктор Степанович?» – он вполне серьезно отвечал:
– Работаю, скрипочку делаю, сорок восьмую...
Всего за тридцать творческих лет он сделал шестьдесят шесть скрипок, да ещё каких! О нем писали в городских газетах «Гвардеец труда» и «Металлург», областной газете «Комсомольская правда», рассказывали на городском, областном и всесоюзном радио.
Я испытываю гордость от сознания, что скрипки -- творение деда, живут и радуют людей. К сожалению, три года назад он ушел из жизни. Но в душе у меня останется их совершенный голос и светлая память о моем дедушке – Мастере скрипичных дел Викторе Степановиче Моторыкине.

Степан МОТОРЫКИН,
студент Оренбургского госуниверситета.
Фото из архива семьи.

 

источник: сайт газеты "Гвардеец труда"

 

 

Категория: По страницам истории | Просмотров: 752 | Добавил: bsa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Облако тэгов
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
...
...
 Администрация сайта не  несет ответственности за содержание объявлений, комментариев и рекламных материалов.

Хостинг от uCoz